ШПЕТ Густав Густавович(Философ-гуссерлианец.)
Комментарии для ШПЕТ Густав Густавович
Биография ШПЕТ Густав Густавович
25.3/6.4.1879- 16.11.1937 Общая информация Окончил историко-филологический факультет Киевского ун-та. Проф. Моск. ун-та /1918/. С 1921 - действительный член, в 1923-1929 - вице-президент Российской Академии художественных наук. Реальность, по Ш., слагается из "явлений" и "смыслов", за которыми открываются "эйдосы". Отрицал существование мира "вещей в себе" /феноменологическая "эпохе"/. Центральными для Ш. были проблемы истории, в которых сильно влияние Гегеля. Дал интерпретацию учения Гумбольдта о языке. Учение Действительность - это первая и последняя задача положительной философии. Отталкиваясь от совокупного опыта действительности, она должна вернуться к ней и оправдать ее, подтвердив непосредственную убежденность здравого смысла в реальности мира. Решение проблемы действительности (т.е. проблемы положительного обоснования всего сущего), как и средства этого решения, есть также части действительности, в связи с чем положительная философия не может не быть рефлектирующей в себя наукой, полагающей в качестве объектов своего обоснования сами основания. (Моисеев В. в кн.: Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 604). Главные сочинения 1/ Мудрость или разум? //Сб.: Мусль и слово. Вып.1. М., 1917; 2/ Скептик и его дыша. //Сб.: Мысль и слово. Т.2. Ч.1. М., 1921; 3/ Театр как искусство. //Мастерство театра, 1922, ? 1; 4/ Соч. М., 1989. Сочинения 1. Проблема причинности у Юма и Канта. Ответил ли Кант на сомнения Юма? Киев, 1907; 2. Сознание и его собственник // Георгию Ивановичу Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве. 1891-1916. Статьи по философии и психологии. М., 1916. С. 156-210; 3. История как проблема логики. Критические и методологические исследования. Ч. 1: Материалы. М., 1916; 4. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М., 1916; 5. Мудрость или разум? // мысль и слово. Философский ежегодник. 1917. Т. 1. С. 1-69; 6. Скептик и его душа. Этюд по философской интерпретации // Мысль и слово. Философский ежегодник. 1919. Т. 2. Ч. I. С. 108-168; см. также: Философские науки. 1991. ? 9. С. 85-136; 7. Очерк развития русской философии. Ч. I. Пг., 1922; 8. Эстетические фрагменты. I-III. Пг., 1923; 9. Введение в этническую психологию. Вып. I. М., 1927; 10. Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на темы Гумбольдта. М., 1927; 11.История как проблема логики // Историко-философский ежегодник - 88. М., 1988; 12. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. Литературно-теоретические исследования. 1989. М., 1989. С. 219-259; Контекст. 1990. М., 1990. С. 231-268; Контекст. 1991. М., 1991. С. 215-255; 13. Соч. М., 1989; 14. Работа по философии // Начала. Религиозно-философский журнал. 1992. ? 1. С. 31-49.Митюшин А.А. Библиография трудов Г.Г.Шпета // Начала. Религиозно-философский журнал. 1992. ? 1. С. 89-91. Литература Шпетовские чтения в Томске. 1991;Свасьян К. Густав Густавович Шпет // Литературная газета. 1990. ? 7. С. 5;Поливанов М.К. Очерк биографии Г.Г.Шпета // Начала. 1992. ? 1;Калинченко В.В. Густав Шпет: от феноменологии к герменевтике // Логос. 1992. ? 3;Чубаров И.М. Шпет в Геттингене // Там же;Роди Ф. Герменевтическая логика в феноменологической перспективе: Георг Миш, Ханс Липпс и Густав Шпет // Там же. 1995. ? 7;Начала. 1992. ? 1 (приведена библ. трудов Ш. и лит-ра о нем).
Комментарии пользователей
|
|
|