ГУН ЦЗЫЧЖЭНЬ(Китайский философ-неоконфуцианец, ученый, литератор, представитель Чанчжоуского направления 'школы новых текстов')
Комментарии для ГУН ЦЗЫЧЖЭНЬ
Биография ГУН ЦЗЫЧЖЭНЬ
(1792-1841), (или 'школы текстов новых письмен'), воссозданной Чжуан Цуньюем (18 в.). Родился 22 августа 1792 в Жэньхэ (на территории совр. Ханчжоу) провинции Чжэцзян в семье чиновника, состоял на государственной службе. В 1829 получил высшую ученую степень цзиньши. Умер 26 сентября 1841 в Даньяне провинции Цзянсу. Общетеоретические взгляды Гун Цзычжэня не были систематизированы и нашли выражение в небольших произведениях, объединенных в несколько сборников после его смерти, вызванной потрясением от наступления в Китае 'эпохи смуты' и поражения страны в первой 'опиумной' войне с Англией (1840-1842). Один из организаторов Сюньнаньского поэтического общества (1830), распространявшего идеи политико-правовой реформации. Как и другие сторонники 'школы текстов новых письмен' (см. ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ; ВЭЙ ЮАНЬ), Гун Цзычжэнь стремился связать традиционную науку, в которой господствовали философия, филология и история, с общей теорией государственного управления.
В числе первых в Китае выступил за социально-экономическую и научно-техническую модернизацию страны, ликвидацию устарелых государственных институтов (экзаменационной системы и т.п.) и общественных норм (бинтование ног у женщин и т.п.). Главной социальной опасностью считал разрыв между богатством и бедностью. Идеальное 'сбалансированное' (пин цзюнь) распределение благ, по Гун Цзычжэню, подобно справедливой раздаче воды (каждому - по его иерархической норме) и зависит от общественных умонастроений: 'Человеческое сердце - корень (бэнь) мирских нравов, мирские нравы - корень государевой службы'. Вслед за Гао-цзы, оппонентом Мэн Кэ (4-3 вв. до н.э.), утверждал, что '[человеческая] природа (син1) лишена и добра, и недобра'. Поэтому 'человеческие сердца' могут быть изменены к лучшему и общественные отношения усовершенствованы посредством принципов, изложенных в наборе канонических конфуцианских произведений, определенном 'школой текстов новых письмен'. Изменения в общественной жизни и духовной атмосфере неизбежно требуют пересмотра политико-правовых норм. Чем консервативнее были правившие династии, тем скорее они гибли, ибо их правители 'слепо следовали установлениям основателя династии и боялись вынести эти установления на суд людей'. Своевременное политико-правовое реагирование на рождаемые жизнью новшества способно сохранить трон императорской фамилии навечно.
Комментарии пользователей
|
|
|