(1834-1917)
Илэр Жермен
Эдгар Дега родился 19 июля 1834 в Париже. В 1855 он поступил в
Школу изящных искусств. В это время
Дега совершал частые поездки в Италию, где изучал искусство старых мастеров и классические принципы композиции. В 1862 он познакомился с Эдуаром Мане (1832-1883) и другими импрессионистами, вместе с которыми впоследствии участвовал в художественных выставках.
Работы Дега, исполненные до 1860, представляют собой в основном портреты друзей и родственников; кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета Семья Беллили (1858-1860). В конце 1860-х годов
Дега начал
писать сцены из городской жизни, изображая быт художественных мастерских, театров и кафе. В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки. Свежесть, непосредственность и динамичность этих
работ сближает их с искусством импрессионистов. Одно из самых известных произведений этого периода - Танцевальный класс (1872, Париж, Лувр).
Работы Дега 1880-х годов отражают его
увлечение японской гравюрой и
фотографией. Резкое перспективное сокращение ускоряет переход от переднего плана к заднему, пол опрокидывается, фигуры обрезаются краем холста - таким образом создаются асимметричные композиции, отражающие подвижную, изменчивую реальность, которую можно наблюдать с самых необычных точек зрения. В 1880
Дега впервые обратился к технике пастели; он стал часто изображать лавочки модисток, прачек и пр. В эти годы
Дега упростил и очистил свой рисунок от всего лишнего так, что мог с помощью одного только контура передать
игру мышц движущегося человеческого тела. Среди
работ этого периода - Гладильщицы (ок. 1884) и Обнаженная, расчесывающая волосы (1885). Поскольку изображенные им
женщины были показаны без всякой идеализации,
Дега часто несправедливо обвиняли в женоненавистничестве. После 1890 живописные
работы Дега приобретают более скульптурный характер. Контуры подчеркиваются толстой, прочерченной углем линией, а в колорите начинают преобладать пурпурные, розовые и зеленоватые оттенки, придающие ему звонкость; детали сводятся к минимуму.
В 1880-е годы
Дега начинает
работать в скульптуре, отчасти из-за усиливавшейся
болезни глаз.
Дега создавал свои статуи из глины или воска, которые он наносил на каркас, и многие из них погибли из-за несовершенства этой техники. Около 150 статуэток, оставшихся в мастерской после его смерти, были отлиты из бронзы.
Дега создал огромное количество подготовительных набросков и
законченных произведений. Его рисунки могут служить свидетельством последовательности творческого процесса
художника; они показывают, как пастельные композиции с изображением танцевальных сцен составлялись из набросков отдельных движений и поз.
Дега умер в Париже 26 сентября 1917. Кроме живописных и скульптурных
работ, он оставил заметки и значительную
коллекцию гравюр и живописи 19 в. В этой
коллекции, распроданной с аукциона в 1918, были произведения таких крупнейших мастеров французской живописи, как Энгр, Делакруа и Гоген.