Моне и Дега писали свои полотна почти вслепую
Профессор офтальмологии Майкл Мармор из Стэндфордского университета утверждает, что известные французские импрессионисты писали некоторые из своих полотен, с трудом различая цвета и объекты на них.
Мармор анализировал ранние и поздние картины Клода Моне и Эдгара Дега. Современники неоднократно указывали на то, что с годами полотна художников становились все более грубыми и абстрактными. Специалисты связывают эту характерную черту поздних работ Моне и Дега с особенностями восприятия художниками окружающего мира. Однако Мармор считает, что причина может заключаться несколько в другом.
Дело в том, что Клод Моне и Эдгар Дега страдали нарушениями зрения. Так, Моне на протяжении многих лет жаловался на катаракту, которая мешала ему различать цвета и правильно выбирать краски. У Дега же в течение 20 лет прогрессировала дегенерация желтого пятна. В результате, работая над полотнами, импрессионисты видели собственные картины совершенно не в том виде, в котором их видели окружающие. Более того, даже сам Моне после операции по удалению катаракты признался, что уничтожил многие из своих поздних полотен. А один из французских критиков назвал поздние работы Дега "трагическим свидетельством борьбы художника со своим недугом".
Майкл Мармор при помощи компьютерного моделирования попытался воспроизвести шедевры Моне и Дега в том виде, в котором их видели сами художники. В результате Мармор получил расплывчатые изображения в тусклых тонах, на которых с большим трудом можно различить очертания предметов и людей. Возможно, именно такими казались работы своим авторам, отмечает "Компьюлента".
|