ДЮРКГЕЙМ Эмиль (Durkheim Emile)(Французский социолог, один из первых представителей функционализма)
Комментарии для ДЮРКГЕЙМ Эмиль (Durkheim Emile)
Биография ДЮРКГЕЙМ Эмиль (Durkheim Emile)
(1858-1917) Родился в Эпинале 15 апреля 1858 в семье потомственного ученого раввина. В Высшей нормальной школе, которую он окончил в 1882, его учителями были философ Эмиль Бутру и историк Фюстель де Куланж. Дюркгейм преподавал в нескольких провинциальных лицеях вплоть до 1887 (с годичным перерывом на стажировку, в том числе в Германии). В 1887-1902 читал лекции по социальным наукам и педагогике в университете Бордо. В 1902 Дюркгейм был приглашен в Парижский университет, где ему в 1913 наконец удалось заставить признать социологию самостоятельной областью исследований. Дюркгейм полагал, что предмет социологии - особая социальная реальность, 'социальные факты', существующие как бы над индивидами и имеющие принудительный характер. В 1896 он основал 'Социологический ежегодник' ('L'Anne sociologique'), которым руководил до начала Первой мировой войны. Исходная идея Дюркгейма заключалась в том, что представления идеалистов о природе человека и общества ближе к реальности, чем взгляды социальных мыслителей (от Гоббса до Спенсера), стремившихся опереться на 'науку'. Задача, следовательно, состояла в том, чтобы 'перевести' эти представления с языка метафизики на язык объективного научного метода. Исследование первобытных сообществ и религий подтвердило для него правильность поставленной цели. Первая работа Дюркгейма, О разделении общественного труда (De la division du travail social, 1893), содержала критику концепции Спенсера - взгляда на общество как систему 'договорных' отношений между индивидами, обменивающимися товарами для более эффективного удовлетворения личных желаний. Разделения труда в развитом обществе служит для поддержания его 'солидарности', а само общество - система социальных явлений, выполняющих определенные функции, которые соответствуют 'социальным потребностям'.
Четыре года спустя в монументальном труде Самоубийство: социологическое исследование (Le siucide: Etude de sociologie, 1897) Дюркгейм предложил термин 'аномия' для обозначения одного из факторов, способствующих увеличению числа самоубийств. Аномия - это падение авторитета тех моральных норм, которые регулируют и направляют удовлетворение желаний. Такого рода моральный вакуум возникает в переходные периоды, когда прежние нормы уже не действуют, а новые еще не сформировались. До сих пор исследования по социальной дезинтеграции опираются на некоторые идеи дюркгеймовского труда.
Предложенное им понятие 'коллективного сознания', несмотря на всю критику, которую оно вызвало, привлекло внимание к тому факту, что социальная жизнь зависит от системы ценностей, разделяемых членами общества. С любой такой системой ценностей связана совокупность фундаментальных идей (или 'категорий'), в терминах которых члены общества истолковывают общий для них мир и поддерживают общение друг с другом. Функция ритуалов, в том числе религиозных, - в поддержании и воссоздании преданности индивидов общим ценностям.
Среди важнейших трудов Дюркгейма - Правила социологического метода (Rgles de la mthode sociologique, 1895); Элементарные формы религиозной жизни (Les formes lmentaires de la vie religieuse, 1912); Социология и философия (Sociologie et philosophie, 1924).
Умер Дюркгейм в Фонтенбло под Парижем 15 ноября 1917.
Комментарии пользователей
|
|
|