УАЙТХЕД Алфред Норт (Whitehead Alfred North)(Английский математик и философ)
Комментарии для УАЙТХЕД Алфред Норт (Whitehead Alfred North)
Биография УАЙТХЕД Алфред Норт (Whitehead Alfred North)
(1861-1947) Родился в Рамсгите (графство Кент) 15 февраля 1861 в семье, члены которой традиционно становились учителями или священниками. Его отцом был достопочтенный каноник Кентерберийского собора. Поступив в 1880 в Тринити-колледж Кембриджского университета, Уайтхед посвятил себя занятиям математикой, однако в 'Клубе апостолов', членом которого он состоял с 1884, предметами обсуждения часто были проблемы философии, литературы, истории, политики и религии. В 1885 Уайтхед стал членом совета Тринити-колледжа и преподавателем математики. Благодаря своему Трактату об универсальной алгебре он был избран членом Королевского общества в 1903. В результате десятилетнего сотрудничества Уайтхеда с его бывшим учеником Б. Расселом появился монументальный совместный труд Начала математики (Principia Mathematica, в 3-х тт., 1910-1913). В 1910 Уайтхед переехал из Кембриджа в Лондон, где глубоко заинтересовался проблемами образования, особенно математического и естественнонаучного. В 1911 он стал сотрудником Юниверсити-колледжа Лондонского университета. Связанный с 1914 главным образом с Имперским колледжем науки и техники Лондонского университета (в котором он был профессором прикладной математики, а затем деканом факультета естественных наук), Уайтхед принимал активное участие в деятельности многих других образовательных учреждений Англии. Его взгляды на проблемы образования изложены в статьях и выступлениях, впоследствии объединенных в сборники Цели образования и другие очерки (The Aims of Education and Other Essays, 1929) и Эссе о науке и философии (Essays in Science and Philosophy, 1947).
Во время своего пребывания в Лондоне Уайтхед разработал и опубликовал теорию философских оснований физики. В 1924 ему была предложена должность профессора философии Гарвардского университета; деятельность Уайтхеда в этом качестве была чрезвычайно успешной, и он оставил Гарвард только в 1937 (оставшись членом совета университета). В 1925-1932 разработал метафизическую систему, получившую название 'органической философии'. Публикация грандиозной трилогии - Наука и современный мир (Science and the Modern World, 1925); Процесс и реальность: очерк космологии (Process and Reality: An Essay in Cosmology, 1929); Приключения идей (Adventures of Ideas, 1933) - сделала его наиболее видным метафизиком своего времени. Уайтхед был избран в Британскую академию в 1931 и награжден орденом 'За заслуги' в 1945. Умер Уайтхед в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 30 декабря 1947.
Трактат об универсальной алгебре (A Treatise on Universal Algebra, 1898), пионерская работа в области, ныне называемой абстрактной алгеброй, является незавершенной попыткой объединить 'различные системы символизма, связанные с обычной алгеброй'. Единственный вышедший в свет первый том представляет собой подробный разбор исчисления протяженности Г.Грассмана (Ausdehnungslehre, 1844) и алгебры логики Дж.Буля, которые привлекали внимание Уайтхеда смелостью в распространении алгебраических методов за традиционные пределы числовых систем. Уайтхед дал новую формулировку исчислению Грассмана и использовал его для объединения различных областей геометрии; так, теоремы проективной геометрии были представлены как следствия из дефиниций, содержавшихся в исчислении. Были предложены и некоторые добавления к общей структуре математики, однако главным результатом следует считать попытку унификации, сравнительная неортодоксальность которой ограничила ее влияние на математиков.
Первая часть грандиозной Principia Mathematica представляет собой разработку формальной логики с помощью дедукции из нескольких аксиом; все остальное представляет собой тщательно выполненную дедукцию из одной лишь логики основных понятий и принципов, вначале арифметики кардинальных чисел, а затем и других математических дисциплин; сформулированные определения благодаря их широте намечали и многие новые дисциплины. На всем протяжении работы используется точный и детально разработанный символизм, частично заимствованный у Дж.Пеано. Principia остается фундаментальным трудом по основаниям математики, несмотря на то что первая его часть, написанная по большей части Расселом, связана с трудностями, до сих пор бросающими вызов экспертам в этой области, а четвертый том (о геометрии), который должен был написать Уайтхед, так и не увидел света.
Уайтхед применял символический аппарат Principia к математической физике уже в 1905 в статье О математических понятиях материального мира (On Mathematical Concepts of the Material World). Эмпирическим основаниям этой науки посвящены несколько его книг: Исследование принципов естествознания (An Enquiry Concerning the Principles of Natural Knowledge, 1919); Понятие природы (The Concept of Nature, 1920); Принцип относительности и его применения к физике (The Principle of Relativity, with Applications to Physical Science, 1922).
Уайтхед первым изобрел логическую технику - 'метод экстенсивной абстракции' - для определения идеальных сущностей, например точек и моментов времени, как сложных классов пересечений наблюдаемых явлений. Понятия движения, временных систем, событий пространства-времени и конгруэнтности также были переформулированы на основе всего нескольких отношений, которые, по мнению Уайтхеда, проявляются во всяком наблюдении природы. Полагая, что истолкование Эйнштейном этих понятий не учитывало данных отношений, он предложил отличную от эйнштейновской специальную и общую теорию относителности, из которой выводил результаты либо идентичные эйнштейновским, либо незначительно от них отличавшиеся. Эта работа не нашла признания, поскольку шла вразрез с принятой физиками операционалистической философией.
Убежденный в том, что ньютоновская концепция природного факта - эта 'высокая абстракция' от нашего конкретного восприятия природы, должна не заземляться сведением ее понятий к физическим операциям и конвенциям, но уступить место более широко понятой космологии, Уайтхед разработал т.н. метафизику процесса. Она должна была заменить не только ньютоновское понимание природы, но также дуализм - инертной материи и воспринимающего, оценивающего разума, - который был тем самым навязан современному мышлению. Уайтхед предложил новое понятие 'опыта', обобщенное до такой степени, что из него устранены все свойства (такие, как сознание, мышление или чувственное восприятие), которые могли бы быть приписаны лишь высшим животным. Новая космология была построена на основе гипотезы, что последней реальностью являются только события опыта.
Уайтхед резко критиковал распространенное мнение, идущее от Д.Юма, что опыт представляет собой ряд дискретных чувственных впечатлений и идей. Событие опыта является скорее органическим единством чувства; это - процесс, 'сращение' прошлого опыта и внешних качеств и энергий, которые ассимилируются (говоря языком Уайтхеда - 'схватываются') его собственным внутренним единством. Носитель опыта как физическое существо бессознательно ощущает окружающий мир как что-то причинно воздействующее на него; как ментальное существо он отвечает новой (опять-таки не обязательно сознательной) интегрирующей реакцией, так что отчасти это самопорождающийся процесс, индивидуальное эстетическое достижение. Не существует никакой неизменной субстанции, которая бы лежала в основе этого процесса становления, и не существует процессов, лишенных внутренней ценности, т.е. структуры чувства. Полупостоянные вещи, включая личности, состоят из связанных в последовательность атомов этого процесса, и различные виды вещей в мире могут быть поняты как разнообразие противоположностей, повторений, разделений и союзов среди того, что 'схватывается' опытом. Атомам процесса не отводится каких-либо временных пределов, однако из примеров, которые приводит Уайтхед, можно заключить о существовании временных величин трех порядков: кванты физической энергии, длительность, представленная в 'животном' опыте, и вечность божественного опыта.
С помощью концепции 'схватывания' Уайтхед избегал парадокса: каким образом личный опыт может давать знание об общем мире? Понимание опыта как активного интегрирующего процесса преодолевало антитезу причин и целей, а также все другие дуалистические противоположения современной философии. Эти понятия, вероятно, являются наиболее ценным вкладом Уайтхеда в метафизику.
В его идеях можно заметить также сильные платонические и теологические мотивы, не принимаемые некоторыми поклонниками его философии. Определенный характер опыта-события, считал Уайтхед, есть результат выборочного присвоения чистых форм или возможностей, которые он называл 'вечными объектами'. (Примерами могут служить краснота и округлость.) Эти объекты, хотя и не существуют сами по себе, в других отношениях подобны 'формам', или 'идеям' Платона. Новые явления объясняются как схватывание форм, которые, хотя и не могут быть найдены во внешнем физическом мире, вечно присутствуют в Боге, ожидая своего осуществления. Имеется и другая сторона бытия Бога - Он получает и преобразует в своем сознательном опыте всякое конечное событие временнуго мира. Уайтхед считал, что из существования зла должно следовать отрицание всемогущества Бога. Бог - не 'небесный деспот', а источник истинных идеалов и новых возможностей. Бог находится со всем существующим, но не предшествует ему. Богу нужен мир в той же мере, в какой Он нужен миру. Это лишь один из примеров настойчивого отрицания Уайтхедом того, что независимые, самодостаточные реальности могут быть где-либо обнаружены. Его метафизика - это плюрализм, согласно которому отдельный атом процесса становится имманентным другому атому, а Бог становится имманентным всему существующему. Хотя Уайтхед продолжает рассуждать в платоническо-христианской традиции, полагая существование двух миров, временное и вечное в его философии входят в тесное соприкосновение друг с другом.
В центре эпистемологии Уайтхеда - тезис о том, что чувственные данные первоначально получаются от внешнего мира как импульсы ощущений-качеств, которые человеческое тело усиливает и преобразует в конкретные чувственные качества (например, цвета, звуки, запахи), определенным образом упорядоченные во внешнем пространстве; высшие животные научились их истолковывать как символы процессов, происходящих в окружающем мире. Философия Уайтхеда исходит по большей части из ощущения противоположности изменчивых, поверхностных элементов, ясно видимых в человеческом опыте, и непреходящего, смутно чувствуемого основания, которое имеет существенное значение, но которое трудно описать. По мнению Уайтхеда, позитивистские философы достигают ясности, игнорируя самое основное.
Органическая философия, несмотря на свою новизну, представляет собой не радикальный разрыв с предшествующей мыслью, но грандиозное построение, в котором отдельные метафизические идеи Платона, а также более современные понятия 'опыта' и 'процесса' изощренным образом соединяются во всеохватывающую космологическую систему. Одной из импликаций этой космологии является идея греков о совпадении морали и красоты: благо есть вид гармонии.
Хотя философия Уайтхеда в каких-то моментах сопоставима со взглядами А.Бергсона, У.Джемса и С.Александера, ее невозможно поставить в один ряд с системами других мыслителей. Уайтхед не принадлежал к какой-либо школе, не было у него и учеников. Одной из причин этого несомненно является необычайная широта его мышления. Математик, в высшей степени чувствительный к качественным аспектам опыта, он разработал космологию, опираясь на которую мыслящий человек мог вновь насладиться, подобно Вордсворту, своей органической связью с природой. Его метафизика получила выражение и в мудрых мыслях Уайтхеда о смысле человеческой истории (книга Приключения идей).
Комментарии пользователей
|
|
|