(1586 - ок. 1640)
Родился в Девоншире; крещен 17 апреля 1586. О жизни и творчестве
Форда известно немного. Вероятно, несколько месяцев он провел в Эксетер-колледже Окс
фордского университета, после чего с ноября 1602 учился в юридической корпорации 'Миддл Темпл', членом которой продолжал быть и в 1617. Других сведений о его деятельности как юриста не сохранилось. Записей о смерти
Форда также не обнаружено.
Если не считать недостоверных сведений о некой пьесе, самостоятельно написанной
Фордом в 1612, начало его
работы для театра следует относить к 1621-1624, когда он написал пять пьес в соавторстве с Т.Деккером, в ту пору уже зрелым
драматургом. Из них дошли только две - Эдмонтонская ведьма (The Witch of Edmonton, 1621) и пьеса-маска Любимец Солнца (The Sun's Darling, 1624), третьим автором которой был У.Роули (1585?-1642?).
Сохранились две пьесы
Форда для труппы 'Слуги его величества'. Трагикомедию Меланхолия влюбленного (The Lover's Melancholy, 1628) в духе Д.Флетчера отличают строгая продуманность сюжета и тонкий
психологизм; в ней нашли отражение теории Р.Бертона (1577-1640), развитые им в Анатомии меланхолии (1621). В Разбитом сердце (The Broken Heart, опубликована в 1633, поставлена ранее) специфика
драматургии Форда проявляется наиболее отчетливо. Это трагедия обманутых надежд, действие которой разворачивается в Спарте; брак по принуждению приносит в финале несчастье всем героям.
Форд - автор пяти пьес для театра 'Феникс'. В своей самой
знаменитой пьесе Нельзя ее развратницей назвать (T'is pity she's a whore, опубликована в 1633, поставлена ранее)
Форд вернулся к приемам 'кровавой трагедии' якобитской эпохи. Тема инцеста (
любовь между братом и сестрой) развита с откровенным сочувствием, хотя трагический финал преступной страсти предрешен с самого начала. Другая романтическая трагедия, Жертва любви (Love's Sacrifice, 1633),
построена на сложном
конфликте чувств: ревнивый герцог - второй Отелло - убивает жену, которая осталась ему верна, сумев преодолеть свою
любовь к Фернандо. Перкин Уорбек (Perkin Warbeck, опубл. 1634) - единственная заслуживающая внимания пьеса этой эпохи на сюжет из английской
истории: самозванец выдает себя за короля Ричарда IV, однако это скорее трагедия личности, нежели
историческая хроника. Изысканная простота этой пьесы резко контрастирует с написанной вслед за ней не совсем обычной, явно неудавшейся комедией Чистые и возвышенные мечты (The Fancies Chaste and Noble, опубликована в 1638). Сдержанна по сценической манере пьеса
Суд над леди (The Lady's Trial, 1638): жена, ложно обвиненная в неверности, в конце концов оправдана. По новым данным, перу
Форда принадлежит также трагикомедия Королева, или Женское совершенство (The Queen, or The Excellency of her Sex, опубликована анонимно в 1653).
Форд работал в условиях спада в английской
драматургии, когда круг тем и ситуаций, разработанных в период первоначального подъема, был уже исчерпан. Этим объясняется его пристальное внимание к занимательности сюжета и ориентация на традиции итальянского театра в
построении интриги.