(28.VI.1871 г., дер. Караковичи Ельнинского уезда Смоленской губернии - 9.Х.1971,
Москва; похоронен на Ново-Девичьем кладбище)
Действительный член Академии художеств СССР (1954 г.), Лауреат
Государственной премии (1951 г.) и Ленинской премии (1957 г.). Герой Социалистического Труда (1964 г.), автор более 700 скульптур, находящихся в 40 музеях нашей страны и во многих зарубежных музеях.
Родом из крестьянской семьи, учился в Рославльской гимназии (1885-1892гг.), в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1892-1896 гг.) у С.И. Иванова и С.М. Волыухина, в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге (1899-1902 гг.) в мастерской В.А. Беклемишева. С 1902 г. жил и
работал в
Москве, принимал участие в революционных событиях 1905 г., создал серию произведений, посвященных борцам революции: "Нике" (1906 г.), "Рабочий-боевик Иван Чуркин" (1906 г.), "Атеней" (1906 г.). Обращается к народным характерам в скульптурах "Крестьянин" (1906 г.), "Славянин" (1906 г.), "Детсакие грезы" (1906 г.), "Нищая братия" (1913 г.). С 1909 г. создает серию деревянных
работ, связанных с русским фольклором: "Лесовик" (1909 г.), "Старичок-полевичок" (1910 г.), "Стрибог" (1910 г.), "Вещая старушка" (1916 г.).
В 1912 г. совершает поездки в Грецию и Египет, которые оставили заметный след в творчестве скульптора и в этом же году создал произведения, перекликающиеся с античными образами: "Кора", "Друза", "Эос", "Архаическая голова", а также цикл изображений обнаженного женского тела: "Сон" (1913 г.), "Крылатая" (1913 г.), "Примитив" (1915 г.), "Айседора Дункан" (1916 г.). В эти же годы создает порт реты людей творческого труда, известных
писателей,
музыкантов,
художников: "Паганини" (1908, 1916 гг.), "А.П. Чехов" (1908 г.), "Бах" (1910 г.), "Автопортрет" (1916 г.).
За заслуги в области скульптуры избран действительным членом Императорской Академии художеств (1916 г.). В 1917-1918 гг., возглавляет московский Союз скульпторов-
художников, участвует в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды, выполняет мемориальную доску "Павшим в борьбе за мир и братство народов" на Спасской башне Кремля в
Москве и "Памятник Степану Разину с ватагою" (1919 г.) на Красной площади в
Москве (находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). С 1918 по 1922 гг. преподает во ВХуТЕМАСЕ. Живет и
работает в Нью-Йорке в 1924-1945 гг. Лучшие
работы этого периода - портреты Ф.И. Шаляпина (1925 г.), Н.В. Плевицкой (1925 г.), И.П. Павлова (1930 г.), А.М. Горького (1928 г.), Ф.М. Достоевского (1933 г.), А.С. Пушкина (1937 г.), А. Эйнштейна(1938 г.).
В 1945 г. возвращается на родину, живет в
Москве,
работает как в области станковой скульптуры ("Портрет В. Маяковского", 1947 г.; "Портрет А.И. Герцена", 1951 г.; "Портрет Н. Белояниса", 1951 г.; "Сократ", 1953 г.; "Портрет М.П. Мусоргского", 1953 г.; "Портрет Ч. Дарвина", 1954 г.), так и монументальной: выполняет фриз для
здания Института геохимии Академии Наук им. В.И. Вернадского в
Москве и скульптрурное оформление
Музыкально-
драматического театра в Петрозаводске (1953-1954 гг.). В 50-70-е гг. широкую известность приобретают его публицистические статьи в газетах и журналах, книги "Слово к молодым" (1958 г.), "Земля и люди" (1968 г.), "Мой век" (1972 г.)
Жизнь и деятельность К. во многом связана со Смоленщиной: переписка с односельчанами, материальная помощь на восстановление разрушенных
войной домов, на одежду, продукты,
лекарства. Поездки в Караковичи, встречи с земляками привели к созданию произведений "Портрет И.В. Зуева" (1947 г.), "Колхозница" (1954 г.), "Бригадир Сеня Алексеев из деревни Караковичи" (1957 г.). Скульптор часто посещает Смоленск, где проходит выставка его
работ (1958 г.) и открывается музей его скульптуры (1973 г.).
В 1964 г. К. присвоено звание "Почетного гражданина г. Смоленска", его имя присвоено Смоленскому областному музею изобразительных искусств, одной из центральных улиц Смоленска, на которой в 1974 г. был установлен бронзовый вариант "Автопортрета" 1954 г. Соч.:
Коненков С.Т. Мой век. - М., 1972.
Лит.: Каменский А.А. С.Т.
Коненков, 1975; Музей скульптуры С.Т.
Коненкова. Каталог. - Смоленск, 1974.