Фернандель (
Fernandel) - французский актер - комик. Настоящее имя - Фернан Жозеф Дезире Контанден (Fernand Joseph Desire Contandin).
Родился он во Франции в Марселе 8-го мая 1903 года, в день святого Дезире, на бульваре Шав'73, в доме Работю, аптекаря и прожил всю свою жизнь в Провансе. Его отец, скромный служающий банка, свободное время посвящал выступлениям в концертном кафе под псевдонимом Сине (анаграмма его имени Денис). В пять лет Фернан дебютировал на сцене старого театра 'Шав' (театр был рядом с домом, и мальчику было не далеко ходить) в третье сортных мелодрамах, в пасторалях, театрализованных сценах из Евангеля, в древних фарсах, сопровождая своего отца во всех турне, участвуя в массовых сценах в роли защитника Империи. Вместе с ним выступал его младший брат, с которым они составляли дуэт Фернан и Марсель.
Папа-Контанден мечтал видеть своего сына тем, кем так и не удалось стать ему самому: знаменитым во всей округе певцом. Когда Фернан учился в школе у него был пример для подражания. Это был Полен-идол. Первая встреча с Поленом стала для Фернана началом биографии. 'Я стану комиком', - сказал он родителям, и с этой минуты квартира Контанденов стала репетиционным залом Фернанделя. 'Спустя два дня я знал на память весь репертуар моего идола. Не могу сказать, что я понимал при этом скрытый смысл и деликатные намеки его гривуазных куплетов'. И Контанден-младший немедленно завоевывает популярность. 'Школьник днем, комический гусар вечером - эта странная и чудесная жизнь приводила в восторг', - вспоминает Фернан. Спустя три года парижская газета 'Комедия' организовала грандиозный конкурс шансонье-любителей. Париж - это карьера, и по всей Франции шли отборочные соревнования - четверть - и полуфиналы фиоритуры. Претендентов было более ста, Фернан оказался вторым. Ему было тогда двенадцать лет. Теперь 'маленького Сине' (он пел под папиным псевдонимом) знали все вагоноважатые Марселя - на концерты он отправлялся на трамвае, и восторги кондукторов позволяли ему экономить на трамвайных билетах. Его слава покинула бульвар Шав. 'Я знаю, что славу обретают в Париже, но в Марселе зарабатывают популярность, а популярность - это слава без пиджака, с засученными рукавами'.
Через год началась война. Отец ушел на фронт '...отныне мне нужно думать, как зарабатывать на жизнь'. Началось все с 'Национального кредитного банка'. Фернан стоял у директорского кабинета, докладывал о посетителях, передовая при этом визитные карточки. Подвела его первая в жизни сигарета, выкуренная на посту: в этот же день Фернана уволили, и первая зарплата оказалась выходным пособием. Не более радостно закончилась и недолгая служба на мыловаренном заводе: хозяин уволил его за какое-то баловство, выдав на прощание шестьдесят франков и два пуда мыла, которые пришлись очень кстати на третьем году войны. То же произошло и в 'Марсельском кредитном обществе'. Но это его не смущает: по вечерам он по-прежнему поет, а если нет концерта, добросовестно отправляется на вечерние курсы, чтобы пополнить свое образование.
Война закончилась, и домой вернулся, хотя и несколько уставшим папа-Контанден. Неподалеку от дома он открыл маленькую харчевню, и Фернан был призван на помощь. В результате первой и последней финансовой операции, задуманной и осуществленной самолично Фернаном, семейство едва не отправилось на каторгу. Папаше пришлось отказаться от услуг наследника. 'В результате я ощутил полное отвращение к коммерции и сидящим профессиям. И со смутным стремлением к искуплению решил попытать удачи в физическом труде'. Фернан стал докером. Надо сказать, что грузчика из него так не вышло. И 'когда я понял, что сахар убьет меня раньше, чем диабет, я сказал 'прощай' ремеслу грузчика'. Выбора не было: или труд физический или банки. Они меняются, как в калейдоскопе. Но Фернану уже семнадцать и он снова поет по вечерам.
А пока Фернан взрослеет, он подписывает свой первый профессиональный контракт - по 'по сто десять франков в день' - с кабаре 'Эльдорадо' в Ницце. Ему девятнадцать лет, и эту дату он отметит в своей биографии красной строкой, ибо именно тогда Контанден-Сине превратился, наконец, в Фернанделя. 'Я появился впервые на афише в 'Эльдорадо' под именем
Фернандель('Voici le Fernand d'elles'), что означает 'ее Фернан'. Ее - это Анриэтты Манс, сестры его бывшего коллеги по банку и будующего сценариста Жана Манса, чьи песенки и оперетты станут постоянным репертуаром Фернанделя на ближайшие сорок лет.
Фернандель начинает странствовать по всей Франции. Два года он разъезжал по югу Франции, играя в незатейливых водевилях, фарсах, оперетках. За Фернанделем в труппе было закреплено амплуа первого комика. Его физические данные и 'лошадинная улыбка' выделяли Фернанделя на сцене. Здесь можно упомянуть случай из жизни, рассказанный 'Синемоду': 'Когда я пришел к будующему тестю, я очень хотел произвести на него благоприятное впечатление и все время улыбался, пока тесть не заорал: да закрой же ты рот, я хочу увидеть твое лицо'. В провинции он имел успех, и по возвращении из турне ему был обеспечен ангажемент на марсельской сцене. Но театру
Фернандель решительно предпочел мюзик-холл.
В двадцать два года Фернанделя призывают в армию, отбывая повинность в девяносто третьем горном артиллерийском полку, там он был писарем. Через какое-то время он добивается перевода в Марсель. А Марсель - это дом, это Анриэтта, это недавно родившийся Жозетта. Былая популярность, приносит ему поблажки: возможность ночевать в не казарме, а в новой семейной квартире, на бульваре Жореса. Даже иногда выступать в концертах со своим испытанным репертуаром.
Окончив военную службу, и не найдя общего языка с импрессарио, обременный семьей, Контанден вынужден идти служить на мыловаренный завод. По вечерам
Фернандель бродил в поисках любимой работы. 'В книге судеб было записано, что я не должен закончить свои дни в мыле'. Но случилось чудо... Случайно оказавшись в Марселе директор театра 'Парамаунт' предлагает долгожданный контракт на многомесячное турне по всей Франции, включая заморские территории. Вернувшись из Касабланки, он обнаруживает дома письмо: парижский театр 'Бобино' поднимает перед ним свой занавес. Теперь он живет в Париже, поет в 'Бобино'.
1938 год - всеобщая мобилизация. Война была недолгой и нелепой, ее так и прозвали, почти официально, - 'странная война'.
Фернандель стал Фернаном Контанденом, рядовым 15-го эскадрона. Он поет средневековые солдатские песенки в концертах на линии Мажино, в перерывах несет караульную службу, но улыбка часового собирает у поста такое количество зевак, что начальству приходится освободить новобранца от этих обязанностей. Так что стрелять Фернанделю не пришлось.
В кино же
Фернандель первый раз снялся в 1930 году в короткометражном фильме 'Лучшая нянюшка' - 'La Meilleure bobone'. В 1931 году Марк Аллегре (Marc Allegret) предлагает ему роль 'неопытного налетчика' в экранизации пьесы Саши Гитри (Sacha Guitry) 'Белое и черное' - 'Le Blanc et le noir'.
Фернандель очень много снимался. Более чем в 150!!! фильмах он сыграл. Конечно большинство фильмов мало чем запоминаются. Фильм 'Бальная записная книжка' ( реж. Жюльен Дювивье - Julien Duvivier) на Венецианском фестивале в 1937 году получил приз 'лучший иностранный фильм'.
В 1942 году
Фернандель выступает в совсем уже неожиданной роли - режиссера. Как это произошло, не может объяснить ни он сам, ни Карло Рим, объясняющий в своей книге все что угодно. В итоге
Фернандель снял три фильма:
'Адемар и игрушка судьбы' - 'Adhemar ou le jouet de la fatalite' (1951)
'Адриен' - 'Adrien' (1943)
'Простак' - 'Simplet' (1942)
После последней своей военной картины, полицейской комедии 'Тайна Сен-Валя' - 'Le Mystere Saint-Val' (1943), Фернандлею пришлось читать о себе слова, которые еще в 1939 году показались бы кощунственными: 'Ему следует застрахавть свои клыки, ибо его талант находится в зависимости от малейшей зубной боли. Он орет и ржет от ужаса, словно кобыла в конюшне, охваченной пожаром'. Означало это одно: доброе старое время, прерванное войной, уже не вернется.
В 1951 году
Фернандель снялся в фильме режиссера Жюльена Дювивье 'Маленький мир дона Камилло' (др. 'Мирок дона Камилло'), который положил серию из шести фильмов о сельском пасторе доне Камилло, длившуйся на протяжении девятнадцати лет.
В 1952 году
Фернандель получил розетку Почетного легиона и медаль 'За гражданские заслуги' В это время он совершит турне по Европе, Америке и Канаде, завоюет ироническре прозвище 'первого после французкой культуры', будет принят Папой Римским, станет обладателем - и не раз - премии Куртелена, высшей награды комика. Голос Фернанделя звучит во всех школах Франции. А герой его год от года становится все печальнее, все неуютнее. Не случайно в эти годы все чаще появляются ремейки (повторения) его старых картин.
В 1963 году
Фернандель на паях с Жаном Габеном создал собственную кинофирму 'ГАФЕР' (GAFER - Gabin &
Fernandel), целью которой был чисто коммерческий успех.
Проходит время и на смену приходит новые актеры-комики: Бурвиль, Луи де Фюнес и т. д. Где-то в середине 60-х
Фернандель собрался сняться еще в фильмах десяти и пойти на заслуженный отдых.
26-го февраля 1971 года Фернанделя не стало, похоронен он в Париже.
Фернандель был рыцарем Искусств и Писем.
Страничка посвященная Фернанделю