( 15. 10. 1914 - 9. 12. 1944)
Панов Алексей Борисович командир 67-го гвардейского истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) - гвардии подполковник. Родился 15 октября 1914 года в селе Сыромятникове ныне Путивльского района Сумской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1939 года. Окончил начальную школу на родине, затем 7 классов в городе Конотопе и школу ФЗУ при паровозоремонтном заводе. Работал столяром-краснодеревщиком. В 1932 году поступил в Киевский государственный университет. В 1934 году бросил учебу в университете и по комсомольской путевке отправился в 8-ю Одесскую военную авиационную школу имени П.Осипенко, которую окончил в 1936 году.
В 1938 году участвовал в национально-революционной войне испанского народа. Участвовал в боях под Эбро и Мадридом. Был тяжело ранен. В 1939 году поступил в Военную академию командного и штурманского состава ВВС РККА имени Н.Е.Жуковского, которую окончил в 1941 году. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Ленинградском, Волховском, Калининском, Западном, Юго-Западном, Степном, Северо-Западном, 1-м Белорусском фронте.
Всего совершил 241 успешный боевой вылет, в 41 воздушном бою сбил 14 самолетов противника. 12 сентября 1944 года гвардии полковник Панов в воздушном бою был тяжело ранен и погиб при вынужденной посадке самолета. Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями.
Звание Героя Советского Союза Алексею Борисовичу Панову присвоено посмертно 23 февраля 1945 года.
По окончании летной школы в 1937 году, Панов добровольцем отправляется в Испанию - для оказания помощи Республиканскому движению. Он принял участие в воздушных боях над Эрбо и Maдридом. В одном из боев его самолет был поврежден и Панов посадил свой И-16 на аэродроме Реус, что называется "на живот" - в таком виде, что техники схватились за головы. В машине не было живого места - в плоскости дыры, перкаль местами обвисла, повреждены силовые элементы крыла и фюзеляжа, пробита головка первого цилиндра двигателя... Как только дотянул раненый Панов на таком "гробу" до базы, непонятно. И каким же "чудом" представляется то, что уже через 5 суток этот самолет снова вступил в бой. Алексею повезло меньше - он провел в госпитале более 3-х месяцев. Затем возвратился в Советский Союз, где за проявленную доблесть и 3 сбитых вражеских самолета, был награжден 2-мя Орденами Красного Знамени.
В первый год Великой отечественной войны Алексей Борисович служил заместителем командира 185-го истребительного авиаполка. За этот период совершил 70 боевых вылетов, провел 15 воздушных боев и уничтожил 6 вражеских самолетов. Однажды, в период боев за Москву в 1941 году, Панов в одиночку вступил в поединок с 7-ю бомбардировщиками Ju.88 и сбил 3 из них. Летчики же его полка провели под Москвой 200 воздушных боев и сбили 22 самолета.
В Мае 1942 года Алексей Панов принял 436-й авиаполк ( через несколько месяцев он был переименован в 67-й ГвИАП, а в Апреле 1943 ста "Краснознаменным" ). В течение 2-х лет, под командованием А. Б. Панова, полк совершил около 4250 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 265 самолетов противника, из них 8 - на счету их командира. Но все это будет потом, а пока шла напряженная боевая деятельность.
Весной 1943 года летчики полка вели напряженные воздушные схватки в районе Старой Руссы. 17 Марта 1943 года, по наведению постов ВНОС, командир 436-го ИАП Подполковник А. Б. Панов на истребителе "Киттихаук" Р-40Е атаковал севернее Старой Руссы пару "Мессершмиттов", которые "охотились" в тылу советских войск. После внезапной атаки один из Вf.109 развернулся и ушeл на запад, однако его товарищ, проявив мастерство и настойчивость, продолжал бой. В течение 20 минут противники активно маневрировали на вертикалях, однако окончательная победа осталась за советским лeтчиком.
Удостоенный, незадолго до этого "Дубовыми листьями" к Рыцарскому кресту, командир шварма II-й Группы JG 54 Обер - лейтенант Ханс Бесиссвенгер ( фото справа ), имевший 152 победы, был сбит и погиб. Однако, в документах "Grunherz", он до сих пор считается пропавшим без вести. Причиной подобного стало донесение, которое составил ведомый Бесиссвенгера - унтерофицер Карл Рихтер. "Последнее, что я видел, - писал он, - был "Мессершмитт" командира, ведущий бой с большой группой русских истребителей"...
В конце Июня 1943 года 30 истребителей 67-го ГвИАП, возглавляемые Майором Пановым, прибыли на аэродром Курска и вошли в состав уже 1-й истребительной авиационной дивизии Полковника И. Kрупенина. В одном из жестоких июльских боев, 6 советских истребителей встретили группу из 15 немецких бомбардировщиков прикрытую 4 Bf.109. В итоге, вражеские бомбардировщики сбросили бомбы не достигнув цели, а Панов добился в этом бою 2-х групповых побед.
2 Августа 1943 года Подполковник А. Б. Панов вел группу из 17-ти истребителей, чтобы прикрыть войска Центрального Фронта. В районе Красникова они обнаружили группу из 70 бомбардировщиков под охраной 40 истребителей. Советские пилоты атаковали противника. Панов в первой атаке зажег Ju.87, затем правым крылом своей машины таранил другого, который упал вслед за первым. В этот день советские летчики уничтожили 25 вражеских самолетов.
Весной 1944 года полк перебазировался на Сиевский аэродром ( Белоруссия ). В Июне 1944 года А. Б. Панов вместе с Лейтенантом Кузнецовым охотятся за немецким разведчиком. Они поймали Ju.88 и Панов, открыв огонь с 75 метров, сбил его.
В Августе - Сентябре 1944 года 67-й ГвИАП вел напряженные бои в Польше. 12 Сентября Алексей Панов вел группу из 12-ти истребителей на прикрытие Ил-2, штурмовавших немецкие войска около Варшавы. Их встретило около 30-ти Fw.190, но в течение боя Панов и его пилоты успешно оборонялись. Он сбил 2 "Фоккера", но и сам был ранен, а его самолет подбит. Под охраной своего ведомого, Панов был вынужден выйти из боя и совершил вынужденную посадку. При этом самолет скапотировал и пилот оказался зажат а кабине, повиснув вниз головой на привязных ремнях. Вскоре к самолету прибежали наши солдаты, чтобы помочь летчику выбраться. Но было уже поздно - в загоревшемся самолете стали рваться боеприпасы...
Биография предоставлена А.Е.Мельниковым
---
Источники:
1) Андреев С.А. Совершенное ими бессмертно. - Кн. 2. - М.: "Высшая школа", 1986.
2) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
3) Гриченко И.Т., Головин Н.М. Подвиг. - Харьков: Прапор, 19
4) На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993.
5) Семенов Г.К. Пароль - "Испания". - 2-е изд., испр. - Харьков:"Прапор",1976.