( 27. 2. 1920 - 1. 8. 1992)
Рязанов Алексей Константинович майор -командир эскадрильи 4-го ИАП ( 287-я ИАД, 4-я Воздушная Армия, Северо - Кавказский фронт ). Родился 27 февраля 1920 году в селе Большая Кочетовка Токаревского района Тамбовской области в семье крестьянина. По национальности русский. Член КПСС с 1942 года. В Советской Армии с 1939 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. В годы Великой Отечественной войны А. К. Рязанов сражался на Юго-Западном, Центральном, Брянском, Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, 2-м Прибалтийском фронтах. Был командиром эскадрильи, а затем помощником командира авиаполка. Совершил около 550 боевых вылетов, провел более чем 100 воздушных боев, сбил лично 32 самолет противника и 16 в группе. Награжден Орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й Степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями. Заслуженный военный летчик СССР. Бронзовый бюст установлен в поселке Токаревка Тамбовской области.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"командиру эскадрильи 4-го истребительного авиаполка майору Алексею Константиновичу Рязанову присвоено 24 августа 1943 года.
Второй медали "Золотая Звезда" заместитель командира 4-го истребительного авиаполка майор А.К. Рязанов удостоен 18 августа 1945 года.
После Великой Отечественной войны окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе (1950), а затем Академию Генерального штаба (1958). С 1950 года работал в штабе Московского Военного Округа, затем в штабе ВВС и Войск ПВО страны. С 1959 года на ответственной работе в войсках, с 1962 года в штабе Войск ПВО страны. С 1970 года Генерал - Майор Авиации. С Августа 1975 Алексей Константинович Рязанов - находился в запасе. Жил в Москве.
Скончался 1 августа 1992 года.
ВОЗДУШНЫЙ БОЕЦ
Самолет с фашистской свастикой на плоскостях и фюзеляже летел над советской землей. Летел открыто, не таясь, даже не пытаясь маскироваться.
Это было 22 июня 1941 года.
"Хеншель-126" держал курс на восток. Однако на полпути между государственной границей Советского Союза, и столицей Украины самолет со свастикой был атакован краснозвездным истребителем. Короткая схватка - и от "хеншеля-126" осталась на земле только груда полуобгоревших обломков...
Сбил этот фашистский самолет в памятное июньское воскресенье 1941 года летчик-истребитель Алексей Рязанов. Через несколько дней от его метких очередей нашел свою гибель второй фашистский самолет - на этот раз тяжелый бомбардировщик "хейнкель-111".
Список боевых побед А.К. Рязанова, впоследствии одного из прославленных летчиков Военно-Воздушных Сил СССР, был открыт.
Алексею Рязанову тогда едва перевалило за двадцать, он еще не был умудрен боевым опытом. Его жизненный путь, собственно, ничем не отличался от жизни миллионов других советских юношей.
Учился в советской школе. Страстно мечтал быть похожим на героев гражданской войны, подвиги которых звучали уже как легенда. Завидовал тем, кто строил Комсомольск, Магнитку, возводил Днепрогэс, штурмовал Северный полюс, совершал дальние беспосадочные перелеты. Юношеское стремление к романтике привело его в авиацию - в нашей стране каждый может избрать себе профессию по душе. Окончил училище, стал военным летчиком. В строевой части упорно овладевал мастерством истребителя. Жизненный путь только начинался.
И вот война... Трудно было нашей армии в ту пору. Враг рвался вперед, стремясь использовать свои временные преимущества. Чтобы помочь наземным войскам сдержать этот свирепый натиск, советское командование бросало в бой все имевшиеся в наличии самолеты. На каждого летчика, который был тогда в строю, приходилась предельная нагрузка.
Пока авиационный полк, в котором служил Алексей Рязанов, вел боевые действия на Украине, на счету летчика числилось уже четыре сбитых вражеских самолета.
Прошел первый год Великой Отечественной войны. Дважды орденоносец капитан Рязанов был назначен командиром эскадрильи истребительного авиационного полка. Теперь на его плечи легла ответственность за целый боевой коллектив, за его воспитание и обучение.
Год непрерывных ожесточенных боев явился огромной школой боевого мастерства. Воюя с врагом, Рязанов настойчиво учился, не переставал совершенствовать свои знания и навыки. Повышать уровень культуры воздушного боя - этот принцип был положен молодым командиром в основу работы с летным составом. Он разбирал с летчиками каждый проведенный бой, характерные приемы и методы врага, свои удачи и неудачи. В соответствии с этим намечались планы действия на будущее.
Бесспорной заслугой командира эскадрильи стало то, что он приучал каждого летчика подразделения использовать в воздухе радио.
Сейчас невозможно себе представить, чтобы летчик мог отправиться в полет и выполнять задание без комплекса радио и радиолокационной аппаратуры. Но в 1942 году дело обстояло несколько иначе. Хотя радио к тому времени уже непоколебимо утвердилось в авиации, еще не все летчики, особенно в истребительной авиации, применяли его.
Объясняется это просто. В состав летного экипажа бомбардировщика, как известно, входит несколько человек. Например, пилот всецело поглощен управлением, то есть пилотирует самолет в воздухе. А для того чтобы полет происходил точно в заданном направлении, на борту самолета есть штурман, который прокладывает нужный курс на карте, делает необходимые навигационные измерения и расчеты, непрерывно контролирует, где летит самолет, сколько ему осталось до цели и т. д. Воздушный стрелок-радист поддерживает по радио связь с землей, в случае же нападения на самолет отражает атаки огнем пулемета или пушки, которые имеются в его распоряжении. Таким образом, каждый из членов экипажа выполняет определенную часть общих обязанностей.
В отличие от этого на самолете-истребителе функции всех членов экипажа совмещены в одном лице. В полете летчику, естественно, нежелательна какая-либо дополнительная нагрузка, тем более, если она не кажется крайне нужной. Поэтому некоторые истребители относились с известным предубеждением к сложной радиоаппаратуре на самолете. В силу привычки считалось, что радио вовсе не обязательно в полете. Как и всегда, новое завоевывало право на жизнь в борьбе со старым.
Пока на самолете не было радиооборудования, истребитель, поднявшись в воздух, действовал, полагаясь всецело на свои собственные возможности. Он в буквальном смысле слова оставался "один в бескрайнем небе". Если же летела группа, тогда ею управлял командир - ведущий. Но как? В его распоряжении для этого было несколько команд, которые он мог передать заранее обусловленными движениями самолета, например покачиваниями с крыла на крыло, пикированием в сторону цели и т. п.
Чтобы привести тактику воздушного боя в соответствие с боевыми возможностями авиационной техники, нужно было решительно покончить с существовавшей недооценкой радио для управления самолетами в воздухе. На смену традиционной и, пожалуй, основной для того времени команде: "Делай, как я!" - следовало быстрее внедрять радио с его огромными возможностями четкого и непрерывного управления.
Капитан А.К. Рязанов немало сделал в этом отношении в своей эскадрилье. В то же время он считал делом первейшей важности для себя, как командира, не снимать полностью с вооружения испытанную в авиации команду: "Делай, как я!" - ведь в широком смысле она означает, что командир - это образец для подчиненных всегда и везде.
Командир авиационного подразделения - это ведущий в полном смысле слова. На земле, перед боями, он возглавляет учебу своих летчиков, организует систематические тренировки, периодически вылетает с каждым из них в отдельности. Ему подчинены многие специалисты самых различных профессий и квалификации. Командир эскадрильи направляет усилия каждого из них и всего подразделения в целом на образцовое решение боевых задач. В полете же он лично возглавляет свою группу и, как правило, первым устремляется в атаку на врага. Если, к примеру, командиры стрелкового батальона или артиллерийского дивизиона руководят действиями своих подразделений, находясь на командном или наблюдательном пункте, и им незачем в бою выполнять функции, допустим, автоматчика пулеметчика, номеров орудийных расчетов, то командир эскадрильи поставлен в иные условия. Управляя подразделением, он находится в едином с ним строю, ведет бой теми же средствами, тем же оружием, что и его летчики. Он - ведущий, все остальные - его ведомые. Нужно ли говорить, что в такой обстановке сила личного примера возрастает стократно.
Вполне естественно стремление каждого летчика научиться так же четко и непринужденно управлять своим самолетом, подчинять его своей воле, уметь быстро и неожиданно для противника осуществить маневр в бою, как это делает его командир; он стремится быть таким же смелым и находчивым, таким же выносливым и зорким, как его командир; он хочет разить врагов так же метко и беспощадно, как его командир. Все это делает непреложным законом существующее правило: командир во всем должен быть на голову выше подчиненных.
Именно таким командиром был для своих летчиков коммунист Алексей Константинович Рязанов. Прежде всего, он сам неустанно учился на опыте ветеранов-однополчан, таких, как командир эскадрильи капитан А.Г. Карманов, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза. Теперь у него, Алексея Рязанова, училась, его личному примеру следовали новые воздушные бойцы. Одним из них был И.Н. Стенаненко, с начала 1942 года ставший его ведомым. Под руководством Рязанова Степаненко провел первый воздушный бой на Брянском фронте 12 июня 1942 года, а спустя еще три дня одержал и первую свою победу, сбив "юнкерс".
Обучая и воспитывая подчиненных, Алексей Константинович увеличивал и свой личный боевой счет, 12 июля 1942 года восемь наших истребителей прикрывали действия наземных войск в районе Землянска на Брянском фронте. Навстречу им летели 24 бомбардировщика Ю-87 в сопровождении восьми "мессершмиттов". Группа советских авиаторов смело вступила в неравный бой с превосходящими силами противника, не дав ему сбросить бомбы на боевые порядки наземных войск. В итоге боя было уничтожено семь вражеских машин. Капитан Рязанов в этом бою лично сбил вражеский бомбардировщик. А всего на протяжении только одной недели в трех воздушных боях, проведенных им после назначения командиром эскадрильи, Рязанов уничтожил три фашистских самолета.
Вскоре командование перебросило полк, в который входила эскадрилья Рязанова, на другой участок советско-германского фронта, ставший решающим в ту тяжелую для нашей Родины пору лета и осени 1942 года. Здесь, в междуречье Волги и Дона, воздушные бои носили невиданный по своему напряжению характер. Каждый вылет - это воздушный бой, причем, как правило, с превосходящими силами противника. 21 августа шесть истребителей, ведомых капитаном Рязановым, прикрывали группу своих штурмовиков. При подходе к объекту группу атаковали восемь МЕ-109. Истребители отбили эту атаку, уничтожив два "мессершмитта". Одного из них сбил Рязанов. Наши штурмовики потерь не имели.
В другой вылет А.К. Рязанову довелось скрестить оружие уже не с "мессершмиттами", повадки которых он успел основательно изучить, а с их итальянскими "коллегами" - "макки-200". И снова одержана победа. В итоге этого боя на личном счету Рязанова помимо самолетов всех типов собственно немецкого производства появился итальянский истребитель. И так день за днем, от вылета к вылету выковывались, шлифовались великолепные качества несгибаемого воздушного бойца.
Весна 1943 года началась ожесточенными воздушными сражениями в небе Кубани. Советская авиация боролась за безраздельное господство в воздухе.
Ряд летчиков-новаторов, в их числе и А.К. Рязанов, вносили свой вклад в разнообразный арсенал тактических приемов и способов, из которых складывается наука побеждать. Поиск, сближение с противником, атака, выход из боя, преследование - все эти элементы воздушного боя отличались в исполнении новаторов тактической зрелостью, глубиной замысла, технической отточенностью. Росло число побед, которые были следствием их высокого профессионального мастерства и культуры воздушного боя.
С этой точки зрения показателен бой, проведенный четырьмя нашими истребителями против четырех МЕ-109 в районе станицы Абинская. Умело используя тактико-технические данные истребителя ЯК-1, наши летчики сумели навязать противнику наименее выгодные для него условия. В итоге этой схватки враг потерял три из четырех машин непосредственно над районом боя, а четвертая ушла за линию фронта подбитой. Два самолета сбил в этом бою Рязанов.
На другой день Рязанов повел на задание шестерку "яков". Вновь завязался ожесточенный воздушный бой, в результате которого противник потерял четыре истребителя. Капитан Рязанов продолжал преследование пятого до аэродрома около Анапы, уже в тылу врага. Обстановка резко усложнилась. В районе аэродрома летчик обнаружил шесть немецких бомбардировщиков. К ним на помощь взлетела большая группа истребителей.
Быстро оценив положение, Рязанов понял, что теперь он сам оказался в положении преследуемого. В таких условиях лучшая оборона - наступление. И летчик вступил в неравный бой. С дистанции 50 метров с первой очереди он зажег один из ведомых бомбардировщиков. Взлетевшие "мессеры", в свою очередь, обрушились на дерзкий истребитель.
Находясь в центре вражеских самолетов, Рязанов отбивал одну за другой непрерывные вражеские атаки, стремясь во что бы то ни стало приблизиться к линии фронта. И это ему удалось! Больше того, он сбил одного из наседавших врагов. Однако уже над линией фронта его израненный самолет потерял управление и перешел в отвесное пике. Теперь все возможности для продолжения боя были полностью исчерпаны. Летчик выбросился из неуправляемой машины и приземлился в горах, на самой линии соприкосновения наших наземных войск с противником. Друзья-пехотинцы помогли Рязанову добраться до своих траншей, а затем доставили на аэродром.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе 1943 года А.К. Рязанову было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени он произвел 407 боевых вылетов, лично сбил в воздушных боях 19 самолетов противника и 16 - в группе. И этот победный счет героя неизменно продолжал увеличиваться!
Начав 22 июня 1941 года нелегкий солдатский путь от государственной границы - реки Прут - и пройдя через Сталинград, Брянщину, Прибалтику, славный воздушный боец великой армии дошел до границ Восточной Пруссии. 509 раз поднимался он на выполнение боевых заданий. Это было и прикрытие наземных войск, и патрулирование, и разведка, и сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, и полеты на перехват воздушного противника и на штурмовку его войск, и блокирование аэродромов, и "свободная охота".
26 января 1945 года Рязанов провел свой 97-й воздушный бой. Это произошло южнее города Салдус в Прибалтике. 13 наших ЯК-9 барражировали над полем боя, обеспечивая боевые действия бомбардировщиков и штурмовиков. Они встретились с 20 гитлеровскими "фокке-вульфами". В бою советские летчики уничтожили 10 самолетов врага, а сами не потеряли ни одного. Майор Рязанов лично сбил один фашистский истребитель - 31-й на его боевом счету. В этом бою летчик был ранен. В третий раз за время войны пролил А.К. Рязанов свою кровь. На этот раз ранение оказалось тяжелым. Тем не менее он не оставил боевую машину, подбитую зенитками, и сумел посадить ее на своей территории.
Победа была уже близка. И хотя Рязанов не мог в те дни подняться в воздух, он шел навстречу ей вместе со своей частью, в которой вырос до заместителя командира полка.
За беспримерный героизм и мужество в боях с врагами Алексей Константинович Рязанов был вторично представлен к званию Героя Советского Союза. Командир соединения, характеризуя Рязанова, написал на этом представлении: "Лучший летчик соединения, бесстрашный воздушный боец".
А. Киселев
Дополнительные Ссылки:
Биография на сайте Советские ассы.
---
Источники:
1) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
2) Люди бессмертного подвига. Москва "ПЛ" т.2 1975 г.