( 10. 11. 1922)
Алексей Иванович Фадеев, сержант, командир отделения 6-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона, родился 10 ноября 1922 года в с. Широкий Буерак Вольского (бывш. Широкобуеракского) района Саратовской области. Русский. Окончил 10 классов средней школы в родном селе. В Советской Армии служил с 1941 по 1945 год.
С октября 1942 до ноября 1943 года сражался на Юго-Западном, Сталинградском, Степном, Воронежском и 2-м Украинском фронтах. Принимал участие в Сталинградской и Курской битвах и освобождении Украины. Трижды ранен и контужен. За боевые отличия награжден медалями "За отвагу" (1943), "За оборону Сталинграда" и тремя другими медалями.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Алексею Ивановичу Фадееву присвоено 26 октября 1943 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки.
С ноября 1943 до мая 1945 года А.И. Фадеев учился в Ленинградском военно-инженерном училище имени А.А. Жданова. В 1945 году по состоянию здоровья был уволен из Советской Армии. Окончил областную партийную школу и юридический институт. Младший лейтенант запаса. Жил и работал в г. Саратове.
В ночь на 25 сентября 1943 года передовые отряды 7-й гвардейской армии с ходу форсировали Днепр на участке Мишурин Рог - Домоткань. К утру за рекой находились уже целые полки, развернувшие бои за удержание и расширение небольших плацдармов. Используя дымовые завесы, войска не прекращали форсирования реки и днем. Но, для того чтобы расширить плацдармы и объединить их в один общий, необходимо было срочно переправить через реку тяжелую боевую технику 7-й гвардейской и 37-й армий - танки, самоходки, артиллерийские орудия. Выполнение этой задачи было возложено на армейские и фронтовые инженерные части.
Понтонно-мостовой батальон, в котором служил Фадеев, вышел к Днепру ночью вместе с передовыми отрядами пехоты. Сняв понтоны с автомашин, бойцы приступили к сборке паромов и устройству причалов, К утру было собрано четыре полуторных понтона, каждый из которых имел подвесной мотор, а также весла на случай, если мотор выйдет из строя.
Наступило ясное солнечное утро 28 сентября. Погрузив на паромы передовой отряд пехоты вместе с вооружением и боевой техникой, понтонеры тронулись в первый рейс. На середине Днепра десантники подверглись сильному артиллерийскому обстрелу со стороны села Дериевки, Вслед за этим над переправой появились фашистские бомбардировщики. По пикирующим "юнкерсам" открыли огонь наши зенитки и бойцы с паромов из стрелкового оружия. Головной самолет был подбит сразу же и, не выходя из пике, ушел подводу. Остальные стервятники сбросили бомбы на паромы. От взрывов снарядов и бомб бурлила река, в дыму фонтанах воды и образовавшемся тумане нельзя было разобраться в обстановке.
Через несколько минут бомбежка и обстрел прекратились. На плаву был только один четвертый понтон, на котором находился Фадеев. На нем осталось в живых семь понтонеров и пятеро автоматчиков с двумя ручными пулеметами. Среди них старшим по воинскому званию оказался Фадеев. Командование паромом и группой бойцов он взял на себя.
Работая веслами, наши воины причалили паром к западному берегу и, оставив его, вступили в схватку с противником. После короткого боя группе Фадеева удалось выбить противника с песчаной высотки и занять ее.
Гитлеровцы бросили против горстки наших воинов целую роту с тремя танками. Фадеев и его товарищи уничтожили танки гранатами отразили натиск противника и продержались на клочке отвоеванной земли до утра следующего дня. На рассвете пришло подкрепление. Плацдарм был расширен и вскоре объединен в один общий размером до 25 километров по фронту и до 15 километров в глубину. Тяжело раненный Фадеев был отправлен на излечение в госпиталь.
---
Источники:
1) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
2) Румянцев.Н.М. "Люди легендарного подвига". Саратов. 1968 г.