( 22. 7. 1914 - 14. 7. 1976)
Степан Степанович Щеглов, капитан, штурман эскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного Калининского ордена Суворова полка. Родился 22 июля 1914 года в с. Куриловке Новоузенского района Саратовской области. Русский. Окончил ФЗУ в Саратове по специальности строителя. В 1932 году был призван в Красную Армию. Учился в авиационной школе.
Участвовал в советско-финской войне 1939 - 1940 годов, совершил на бомбардировщике 10 боевых вылетов. С начала Великой Отечественной войны до победы над Германией сражался на Западном, Брянском, Центральном, Калининском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в обороне Вязьмы, Москвы, Курской битве, освобождении Белоруссии, Польши, разгроме гитлеровцев на территории Германии. В 1941 году был тяжело ранен, в 1942 - контужен. За боевые отличия и безупречную службу в Советской Армии награжден тремя орденами Красного Знамени (1942 - 2, 1944), орденом Красной Звезды (1947), медалями "За боевые заслуги" (1944), "За оборону Москвы", "За взятие Берлина", "За освобождение Варшавы" и четырьмя другими медалями.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Степану Степановичу Щеглову присвоено 15 мая 1946 года за 173 успешных боевых вылета, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество.
В 1953 году С.С.Щеглов уволен из рядов Советской Армии в запас. Проживал в г. Витебске. Умер 14 июля 1976 года.
Щеглов, как штурман, отлично владел практикой самолетовождения и бомбометания с пикирования и горизонтального полета. За все время войны в эскадрилье Щеглова не было ни одного случая потери ориентировки и невыполнения боевого задания по вине штурмана. Все полеты Щеглова отличались точностью выхода на цель и высокой эффективностью бомбардировочных ударов.
15 декабря 1943 года в районе села Старые Ляды (Минская область) С.С. Щеглов метким бомбовым ударом уничтожил 6 танков, 2 автомашины и до 20 солдат и офицеров противника. В другой раз в условиях крайне ограниченной видимости он точно вывел группу бомбардировщиков в район Кусковичи и первым сбросил бомбы на цель. Его примеру последовали другие экипажи. В результате эффективного удара было уничтожено 5 танков и 11 автомашин противника.
В середине января 1945 года войска 1-го Белорусского фронта нанесли мощные удары по врагу с Пулавского и Магнушевского плацдармов. В дни наступления авиация работала с полной нагрузкой. Эскадрилья Щеглова подвергла ожесточенной бомбардировке вражеские объекты в районе Радома и тем самым оказала содействие нашим войскам в освобождении от гитлеровцев этого древнего польского города.
16 января Щеглов в составе группы из 9 бомбардировщиков Пе-2 вылетел на выполнение важного задания: было приказано нанести бомбардировочный удар по скоплению противника на станции Опочно (Польша). Капитан Щеглов, несмотря на низкую облачность и плохую видимость, точно в назначенное время вывел эскадрилью на цель. В результате нанесенного удара на станции Опочно было уничтожено 8 вагонов с войсками и боевой техникой, 5 автомашин, взорвано два склада с боеприпасами. В городе возникли пожары. Среди гитлеровцев поднялась паника. Воспользовавшись этим, наши части ворвались в город и вскоре очистили его от противника.
Свой богатый боевой опыт Щеглов умело передавал подчиненным. При малейшей к тому возможности - в часы нелетной погоды, в перерывах между боевыми полетами - он проводил занятия по штурманскому делу с молодыми летчиками. За короткий срок Щеглов подготовил пять штурманов. Все они за образцовое выполнение боевых заданий командования были удостоены высоких правительственных наград.
Капитан Щеглов служил примером для однополчан не только в бою, но и в повседневной жизни. В его личном деле записаны десятки благодарностей за отличное выполнение служебных заданий.
В последние дни войны капитан Щеглов мощными ударами с воздуха содействовал нашим наземным войскам в сокрушении последнего бастиона фашистской обороны - Берлина.
---
Источники:
1) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
2) Румянцев.Н.М. "Люди легендарного подвига". Саратов. 1968 г.