Родился в 1892 году в татарском селе Кырмыскалы Уфимской губернии, в семье
учителя. Получив первоначальное образование в сельской школе,
Мирсаит отправляется в
Казань, где учится в педагогическом училище, а затем
работает учителем, библиотекарем, выступает в татарской периодической печати, принимает активное участие в студенческом революционном движении 'Ислах'.
После поражения революции 1905 года
Султан-Галиев переезжает в Баку. Здесь он также
работает учителем и библиотекарем, выступает в печати. Его революционная деятельность в Баку получает высокую оценку Наримана Нариманова.
В мае 1917 году
Султан-Галиев участвует в
работе Всероссийского мусульманского съезда в
Москве и избранного им Всероссийского мусульманского совета. В июле того же года он возвращается в
Казань, сближается там с Муллануром Вахитовым, вместе с ним участвует в создании Мусульманского социалистического комитета (МСК), политическая
программа которого совпадала с
программой большевиков. В ноябре 1917 года он вступает в партию большевиков.
После организации в 1917 года Народного комиссариата по делам национальностей (Наркомнац), во главе которого встал И.В. Сталин, для руководства мусульманской секцией Наркомнаца Сталин пригласил
Султан-Галиева. В политической карьере последнего это был решающий поворот.
19 января 1918 года при Наркомнаце был учрежден Центральный комиссариат по делам мусульман внутренней
России и Сибири (Муском); председателем его был назначен М. Вахитов, в качестве представителя РКП(б) в комиссариате
работал Султан-Галиев. В июне 1918 года была создана Центральная мусульманская
военная коллегия (Центрмусвоенколлегия).
Султан-Галиев стал первым председателем Центрмусвоенколлегии. Муском непосредственно занимался печатной политической пропагандой среди мусульман Советской
России.
В мае 1918 года ЦК РКП(б) созывает в
Москве подготовительное совещание к Учредительному съезду будущей Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР).
23 марта 1919 года в результате соглашения Советского правительства с башкирским националистическим правительством (Башревкомом), во главе которого стоял Ахмед Заки-Валидов, провозглашается создание Башкирской Советской Республики; 27 мая 1920 года издается декрет ВЦИК и СНК об образовании Татарской республики.
Поводом для обвинений
Султан-Галиева в национализме, пантюркизме и панисламизме послужили, стремление в практической деятельности учесть специфику социальной
психологии представителей угнетенных народов Востока. В большинстве своем это были носители идеологии той разновидности революционной демократии, которая возникла не из классовой борьбы в чистом виде, а в значительной степени из борьбы национально-освободительной, антиколониальной. Для нахождения общего языка с этими революционными демократами
Султан-Галиев предлагал предоставить коммунистам Востока относительную автономию, чтобы совместно с деятелями национально-освободительного движения решать трудную задачу 'перевода' научного социализма применительно к местным условиям Востока.
Султан-Галиеву принадлежит самая интересная попытка соединить в национализме марксизм и ислам в расчете на возможность ниспровержения международного империализма революционным движением народов Востока. Революция на Востоке, по мысли
Султан-Галиева, должна будет рядом черт отличаться от революции на Западе.
8 декабря 1939 года М.
Султан-Галиев осуждался к высшей мере наказания - расстрел.