ИЛЛАРИОН(Духовный деятель)
Комментарии для ИЛЛАРИОН
Биография ИЛЛАРИОН
Илларион (Троицкий Василии Александрович) (1866, с. Липицы Серпуховского у. Моск. губ.- 28 дек. 1929, Ленинград). Род. в семье священника. В 1910 окончил Моск. духовную академию со степенью канд. богословия и оставлен профессорским стипендиатом. В 1913 получил степень магистра богословия и пострижен в монашество, рукоположен во иеромонахи и определен исполняющим должность доцента Моск. духовной академии, затем назначен ее инспектором с возведением в сан архимандрита. В дек. 1913 утвержден в звании экстраординарного профессора по Священному писанию Нового завета: доктор богословия. По воспоминаниям современников, Илларион был физически сильным человеком, высокого роста, с тонкими чертами лица, русой бородой. Привлекал внимание величавостью, строгим изяществом, своеобразной картинностью. Любимец народа, Илларион пользовался авторитетом также среди духовенства. Богослов, церк. писатель.
В 1916 выпустил кн. Трех против церкви. Думы о рус. интеллигенции", в к-рой писал: "Рус. народ воспитывался.- под рук-вом церкви, а поэтому отпадение от церкви для рус. человека и является почти наверное отпадением от России. Россия может прожить без парламента, без университетов, но Россию нельзя представить себе без церкви. Сейчас рус. народ охватила болезнь... часть рус. интеллигенции... отошла от церкви, вышла из-под ее рук-ва, потеряла связь с жизнью церкви... Это отпадение от церкви произошло под влиянием Запада, давно отпавшего от церкви"; "В этом можно видеть самый вред и пагубное влияние Запада на рус. жизнь... А ведь у нас и теперь раздаются голоса о том, что мы воюем не с зап.-европ. культурой, а только с прусским милитаризмом" (П' с. 5, 19). В "Богословском Вестнике" за янв. 1917 в ст. "Вера и Разум" утверждал: "Отделение от церкви будет иметь печальные последствия для отделившегося. От церкви отделяются только еретики и раскольники, сущность остается одна и та же" (т. 1, с. 9).
После Февр. рев-ции 1917 участвовал в выборах на Тульскую кафедру (июль) и ректора Моск. духовной академии (сент.), но в обоих случаях не получил необходимого числа голосов. Член Св. Собора Правосл. Рос. Церкви (авг. 1917-1918). На Соборе выступал как сторонник патриаршества: "Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве быть рус. сердцу? На бирже? В торг. рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьется в Кремле. Но где же в Кремле? В окружном суде? Или в солд. казарме? Нет, в Успенском соборе. Там ...бьется рус. правосл. сердце. Орел петровского... самодержавия выклевал это рус. правосл. сердце. Святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный Собор церкви российской, от Бога данной ему властью, снова устанавливает Моск. патриарха на его законном неотъемлемом месте" (см.: Регельсон Л., Трагедия рус. церкви. 1917-1945, Париж, 1977, с. 31).
С 1920 епископ Верейский, викарий Моск. епархии. В 1923 патриарх Тихон возвел Илларион в звание архиепископа. Управлял делами Моск. епархии. В нояб. этого года арестован и сослан на Соловки, где пробыл до 1925. В 1925-26 содержался в Ярославской тюрьме," затем вновь на Соловках. В 1929 направлен на поселение в Алма-Ату; скончался от сыпного тифа в ленингр. тюремной больнице.
Комментарии пользователей
|
|
|