Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
КОРНЕЛЮК Игорь ЕвгеньевичКОРНЕЛЮК Игорь Евгеньевич
Городилов Виктор Андреевич
БРЖЕСКИЙ Николай Корнильевич
ПЬЯНКОВА Наталья
МАШКОВСКИЙ Степан ФилипповичМАШКОВСКИЙ Степан Филиппович
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

СЕРГЕЛЬ Юхан Тобиас

(Скульптор)

Комментарии для СЕРГЕЛЬ Юхан Тобиас
Биография СЕРГЕЛЬ Юхан Тобиас
Юхан Тобиас Сергель (1740-1814). Нельзя сказать, что широкая известность сопутствовала при жизни шведскому скульптору Юхану Тобиасу Сергелю. Между тем он был личностью замечательной, его классические, исполненные в мраморе композиции и портреты, памятник королю Густаву III для Стокгольма, его графика были вполне достойны прижизненной славы. В творчестве скульптора было немало сложного, противоречивого и даже загадочного. Ведь минуло по меньшей мере столетие после его смерти, прежде чем историки искусства отвели Сергелю место одного из основоположников западноевропейского неоклассицизма. А сегодняшнее искусствознание утверждает, что открытие истинного Сергеля еще впереди. Среди своих современников-скульпторов, увлеченно осваивавших традиции античности, таких как итальянец Антонио Канова (1757-1822), датчанин Бертель Торвальдсен (1768- 1844), немец Иоганн Готфрид Шадов (1764-1850), -Юхан Сергель, бесспорно, выделяется особой остротой мировосприятия, безудержностью фантазии, мощностью творческого темперамента, выдвигавшего его постоянно на грань между ясной идиллически спокойной гармонией классицизма и таинственно-тревожным, полным диссонансов романтическим искусством. Такой неординарный характер индивидуальнести скульптора формировался на сложных поворотах жизненного пути. Начало его было достаточно безоблачным и благополучным, конец же - почти трагическим.
Юхан Тобиас Сергель родился 28 августа в Стокгольме, в семье придворного гравера Кристофера Сергеля (1693- 1773). С шестнадцати лет юноша работает в мастерской отца и одновременно берет уроки рисования у Яна Эрика Рена, а у скульптора-орнаменталиста Андриена Масрелиеца учится рисованию и лепке. Через год начинаются еще более серьезные занятия у скульптора-француза Пьера Юбера Ларшевека, ученика знаменитого Эдма Бушардона. Молодой человек довольно быстро делает успехи в искусстве ваяния. Уже в 1758 году он как студент Академии, где преподает Ларшевек, получает "второй ежегодный приз" и сопровождает учителя в Париж. Три месяца из семи, проведенных там, Сергель учится во французской Академии.

Вернувшись из Франции, учитель и ученик около четырех лет вместе работают над скульптурным оформлением главного зала Стокгольмского дворца. За это время Сергель полу-

чает свою первую серебряную медаль Академии (1761), звание скульптора (1763) и самостоятельную должность на дворцовом строительстве. Начинается его работа над портретными медальонами и рельефами. Впереди - государственная стипендия для поездки в Италию, первый крутой поворот в творческой судьбе.

Перед молодым, подающим надежды скульптором открываются поистине новые жизненные горизонты. Пересекая половину Европы, через Дрезден, Вену, Триест и Венецию, в августе 1767 года Сергель приезжает в Рим. "Вечный город", полный живого, ощутимого очарования классической древности, с его замечательными памятниками античности и Возрождения надолго покоряет его. Он захвачен живописью Рафаэля и Микеланджело, копирует с антиков и ренессансных образцов. "Я увидел, - пишет он из Италии, - что ничего не знаю и должен начинать все снова... Античность днем и рисование с натуры вечером - вот чем я занимаюсь два года". Четыре года (1771-1775) он учится во Французской Академии в Риме. Здесь начинается его дружба с приехавшим из Англии Фюсли и датчанином Абильдгором. Сергель полон творческих замыслов и вдохновения, он создает свои первые композиции в духе чисто античной классики: "Юпитер и Юнона", "Венера и Анхиз", "Европа и Бык", наконец "Фавн" (1774), который приносит ему первый настоящий успех. Этим, в сущности, завершается счастливый итальянский период творчества.

В 1778 году король Густав III отзывает его из Рима и назначает придворным скульптором. Он возвращается домой через Париж (где его выбирают членом Академии), заезжает в Лондон. С 1779 года Сергель снова на родине. Он - член Королевской Академии живописи и скульптуры, в 1790 году - уже профессор рисования в Академии, а через два года - кавалер ордена Ваза.

Могучий темперамент скульптора выражает себя многогранно. Он словно бы не может смириться с неизбежно длительным процессом ваяния, многоступенчатостью создания монументальных произведений в мраморе: Сергель с упоением отдается искусству рисунка. Прекрасная школа, полученная им в юности, зародившаяся в Италии дружба с таким виртуозом рисунка, как Фюсли, - все это находит свой блистательный выход и в подготовительных эскизах к фигурным композициям и памятникам, и еще больше - в самостоятельных рисунках сангиной, пером, тушью - на мифологические темы, в сатирических набросках, шаржах, жанровых сценах, портретах и автопортретах. Во всем здесь чувствуются острый аналитический ум художника, богатейшая эрудиция и свобода самовыражения. Сергель целиком поглощен искусством. У него все еще нет своей собственной семьи. Живы воспоминания об Италии, о тесном дружеском кружке разноплеменных братьев-художников, объединенных общей любовью к античности, духом поклонения красоте и сознанием свободы творческого гения от религиозных и общественных условностей. В 1783 году Сергель, минуя церковный брак, соединяет свою жизнь с Анной Реллой Хельстрем, которая через девять лет станет матерью двух его детей.

Но Сергель на государственной службе. Король Густав III на целый год увозит его с собой в Италию в качестве чичероне. Второй "шведский период" завершается созданием модели памятника Густаву III. Смерть короля в 1792 году совпадает с рождением первого ребенка скульптора - сына, которого он называет Густавом. Сергель теряет своего главного покровителя и заказчика. Позже он скажет, что смерть короля-мецената стала смертью для шведского искусства.

Тонкая, уязвимая натура художника оказалась неподготовленной к трудностям, невзгодам, потерям. 1792-1795 годы - период глубокой душевной депрессии Сергеля. Именно в это время появляются рисунки, полные мрачных фантазий, безжалостного гротеска и самоанализа (близкие Фюсли по содержанию и по манере исполнения). В 1796 году он теряет свою последнюю опору: умирает Анна Релла Хельстрем. Четырехлетнего Густава берет к себе чета Форелиус. Маленькой дочери Юхана и Анны - Кристине всего три года. Мальчик воспитывается со своим ровесником, сыном Форелиусов, в городке Эскильстуна. Сергель проводит год в поместье своего друга Эренсверда на юге Швеции и у Абильд-гора в Копенгагене. Благодаря заботе друзей к 1798 году здоровье и дела скульптора несколько улучшаются. Он много работает, снова занимается скульптурой, исполняет бюст Густава Адольфа IV, множество портретных работ. В Германии говорят и пишут о нем как о выдающемся художнике. Его замечает сам Гете. Последний взлет вдохновения Сергеля связан с назначением его в 1810 году на пост директора Академии художеств и встречей с новым наследником шведского престола Карлом Иоганном. Однако надломленный дух художника недолго выдерживает новые официальные обязанности. 26 февраля 1814 года скульптор умирает.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
ЮХАН III (Johan III)
ЮХАН I (Johаn I)
ЧЕЛЬГРЕН Юхан Хенрик (Kellgren Johan Henrik)

Новости по темеСЕРГЕЛЬ Юхан Тобиас:
СЕРГЕЛЬ Юхан Тобиас, фото, биография
СЕРГЕЛЬ Юхан Тобиас, фото, биография СЕРГЕЛЬ Юхан Тобиас Скульптор, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература

Сегодня родились

 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь