ДИДРО Дени(Литератор)
Комментарии для ДИДРО Дени
Биография ДИДРО Дени
Дени Дидро (1713-1784). "Салонами" открывается целая эпоха в истории пластических искусств," - утверждал современный исследователь эстетических воззрений Д. Дидро. А ведь этот труд даже не всегда упоминается в ряду главных работ французского мыслителя - настолько обширно, разносторонне, воистину энциклопедично его наследие. Ученый, писатель и публицист, организатор и один из ведущих авторов прославленной "Энциклопедии наук, искусств и ремесел", подготовившей умы к Великой французской революции, Дидро затронул почти все сферы культурной жизни своего времени. Литература, театр, живопись - лишь одна из многочисленных областей, которыми он занимался и как теоретик, и отчасти как практик - драматург, автор рисунков для статей в "Энциклопедии". И все же "Салоны" - изящные томики, выпускавшиеся с 1759 по 1781 год, с периодичностью в два года, что соответствовало периодичности парижских художественных выставок с этим названием, не затерялись в лавине его статей, философских трактатов, повестей, романов, пьес. Издание, задуманное одним из соратников Дидро как обзор, информирующий публику, превратилось под его пером в цикл блестящих эссе, свободных по форме, доверительных по тону, разговорно-непринужденных, как дружеская беседа, и глубоких по мысли. Затрагивая главные проблемы не только в современном искусстве и эстетике, но и в общественной жизни, "Салоны" стали орудием пропаганды нового взгляда на мир, мировоззрения третьего сословия, стремившегося создать и свое искусство, вдохновленное демократической моралью. Глашатаем такой эстетики стал Дидро.
Сын провинциального ремесленника учился в иезуитском коллеже, готовясь к духовной карьере, но, обманув надежды родных, лишенный их поддержки, он круто меняет свою судьбу - едет в Париж, вступает на путь журналистики, борьбы, расплачиваясь за политическое и религиозное вольнодумство заточением в Венсенский замок (1749).
Из работы над английским переводом рождается грандиозная идея Энциклопедии, осуществлявшаяся Дидро при участии Д'Аламбера, Вольтера, Монтескье, Гольбаха с 1761 по 1780 год. Среди многочисленных статей, принадлежащих перу инициатора издания, и статья "Прекрасное" (1751), написанная Дени Дидро с позиций материализма. По мере выхода томов Энциклопедии, по мере появления блистательных литературных и философских работ авторитет Дидро укрепляется не только в кругу единомышленников. Он становится одним из властителей дум. В стремлении прослыть 'просвещенной монархиней' Екатерина вступает в переписку с 'модным' философом, приглашает его в Россию. Приехав в Петербург в 1773 году, философ удостаивается избрания в Императорскую Академию наук. Императорскую Академию художеств. Его портрет пишет лучший живописец России Д. Левицкий. (Вот только издавать переводы работ своего корреспондента и собеседника в России Екатерина не торопится.)
Идеолог буржуазной революции, просветитель-материалист, Дидро провозглашает, что искусство-'подражание природе', включая в понятие природы и общественную жизнь. Одна из основополагающих идей философии французского Просвещения-детерминизм-проникает и в его эстетику. Творчество художника обусловлено жизнью общества, не существует неизменных канонов красоты, идеалы меняются с движением истории. Поэтому явления современного искусства Дидро рассматривает не только как теоретик, но и как критик и пропагандист нового, насущного в идейной борьбе. К 'Салону' 1765 года была приложена статья 'Опыты о живописи', в которой особенно четко провозглашается демократическая позиция Дидро: 'Искусство имеет своей задачей увековечить великое и прекрасное деяние, разоблачить мнимые добродетели, клеймить почитаемый порок и устрашать тиранов'. С этой позиции художник и обращается к оценке современной ему живописи. Отсюда его враждебность к канонам классицизма, сложившимся в предшествующем, XVII веке, идеологической сутью которого было прославление абсолютизма. Отсюда же его осуждение такого художника рококо, как Ф. Буше, в гедонистической, утонченной изнеженности живописи которого он видел воплощение аристократической безнравственности, разложения, порока, общественного зла.
Очень существен в эстетике Дидро пересмотр сложившейся иерархии жанров. Он решительно выдвигает на первый план пейзаж и жанровую картину. Его кумирами в современном искусстве становятся художники Ж. Берне, Ж.-Б. Шарден и Ж.-Б. Грез. Пейзажи Берне вызывают неизменное восхищение обозревателя Салонов, вдохновляя критика не только на аналитический разбор, но и на поэтический этюд, который является одним из лучших образцов художественной прозы Дидро.
При всем бунтарстве Дидро, конечно же, порождение французской культуры своего века, и его отличают обостренно тонкое восприятие формы, пластики, чувственное восприятие живописной стихии, но в оценке произведения применяет он новую шкалу ценностей, утверждая: 'Нет такого произведения, которое существовало бы только для глаза или для слуха. Исключить из произведения его нравственную идею значит лишить его красоты'. Высокий образец гармонического единства совершенной пластики и гуманистической идеологической значительности образа являл собой Шарден, снискавший горячую поддержку Дидро.
Теоретик и практик новой буржуазной драмы, в которой проступали черты нарождавшегося сентиментализма-его эстетика была особенно близка мятежному третьему сословию,
готовившему революцию,-Дидро находил очень близкие себе тенденции в живописи Греза. Кто, как не этот художник, отвечал призыву философа: 'Над дверьми ателье должна быть надпись: 'Здесь всякий несчастный найдет глаза, которые плачут'.
При подчеркнутой злободневности эстетических и критических манифестов просветителей, их идеи были обращены в будущее, они сеяли зерна для завтрашней жатвы. Воздействие просветительской эстетики ощутимо на протяжении почти всего XIX столетия. Непосредственный отклик нашли взгляды Дидро в эстетике Гете. Исследователи отмечают влияние Дидро на труды немецкого теоретика романтизма Ф. Шлегеля. Как бы сложно ни складывались отношения романтиков с предшественниками, их идеологией, просветительство было неизбежной ступенью в дальнейшем развитии мысли.
Свои эстетические воззрения Дидро выражал не только в трактатах и блестящих по стилю и увлекательных для чтения эссе ('Салоны'), но и в диалогах, романах ('Племянник Рамо', посвященный проблемам театра). Этот синкретизм, слияние философского творчества с творчеством художественным, может быть, одна из причин того, что и сейчас его труды не отошли безраздельно во власть академической науки, но читаются, и читаются с интересом.
Комментарии пользователей
|
|
|