Настоящие имя и фамилия: Рамон Эстевес.
Родился 3.8.1940 в Дейтоне (шт. Огайо).
Сын испанского иммигранта и ирландки,
Мартин Шин являет собой адскую смесь двух национальностей, проявившуюся и во внешнем облике, и в темпераменте, и в характере. Странные голубые глаза с огромными белками, расположенные на "нейтральном" лице с очень правильными чертами, способные кардинально менять выражение, позволяя их обладателю исполнять роли в диапазоне от маньяков до простаков. Свойственная ему вялая сонливость послеобеденной сиесты, вдруг взрывается неуправляемой эмоциональностью - когда того требует образ. А решительность и бесстрашие испанских конкистадоров, соединившись с извечной ирландской
воинственностью в борьбе за справедливость, проявились в социальной ангажированности Шина. Без его участия обходится редкая благотворительная или либеральная акция, он неоднократно арестовывался за участие во всевозможных, чаще всего антиядерных, демонстрациях, на телевидении он - автор и исполнитель своеобразных политических документальных драм, характеризующих деятельность братьев Кеннеди, адвоката Джона Дина, главного свидетеля уотергейтского процесса, и других.
Уникальный самобытный
актер, настоящий самородок, не получивший специального образования, Шин привлек к себе внимание в 1964 г., сыграв в нашумевшем бродвейском спектакле "Речь шла о Розах" (в 1968 г. постановка была перенесена на экран). Его "университетами" была
работа дворником, посыльным, мойщиком
автомобилей, продавцом газировки. Частое общение с разными людьми развило в нем не пародийные способности, как это могло бы произойти с
актером комедийного дарования, а умение проникать в тонкие нюансы человеческой
психологии. Внимание к поведенческим деталям послужило основой профессиональных навыков его будущего рода деятельности. Наблюдательность и аналитические способности не могли рано или поздно не привести Шина к профессии режиссера: на телевидении он дебютировал лентой "Дети
заводят детей", а в кино по собственному сценарию поставил фильм "Каденция" (1990).
Обращение к новому ремеслу было отчасти и вынужденным. Дело в том, что на экране Шину не слишком везло. То и дело эксплуатировали какую- то одну грань его таланта. В своей первой
работе - виртуозно исполненном образе садиста, терроризирующего с приятелем целый вагон поезда метро в "Инциденте" (1967),
актер сумел создать весьма впечатляющий образ. После этого он представал маньяком-извращенцем в бесконечных вариациях "Лолиты, встречающей психопата" (как, например, в фильме "
Девочка, живущая вниз по улице", 1976). Лишенным каких-либо моральных и нравственных принципов убийцей, руководствовавшимся лишь страхом погони ("Пустоши", 1973). Человеком излишне озабоченным социальной несправедливостью мироустройства. Здесь, обращаясь к теме ему близкой и будучи соответственно крайне достоверным, Шину, несмотря на все старания, редко удавалось разнообразить образы профсоюзных ли- деров и прочих аналогичных типажей ("Уолл-стрит", 1987).
Лишь один режиссер увидел всю многогранность дарования этого
актера: Ф. Ф. Коппола снял Шина в одной из центральных ролей
знаменитого "Апокалипсиса сегодня" (1979). Вместе с Марлоном Брандо он представлял как бы два полюса человеческого безумия, порожденного войной. Но в финале полюса соприкасались, круг замыкался, охотник (героя Шина посылали убить героя Брандо, вышедшего из повиновения и основавшего собственную колонию-
государство) и жертва не то менялись местами, не то сливались воедино и отображали изуродованное жизнью сознание. Для того чтобы передать на экране не образ и даже не символ, а некое философское понятие, необходимо не только высокое режиссерское ремесло, но и подлинный
актерский талант. В лицедействе Шин не уступил Брандо, а это - несомненный эталон мастерства.
У Шина четверо детей. Трое - Эмилио, Рамон и дочь Рене носят настоящую фамилию - Эстевес. Третий сын, Чарли, унаследовал отцовский псевдоним - Шин. Все четверо -
актеры.