Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
ВИН (Wien), Вильгельм
Матросов АлександрМатросов Александр
АБРАМОВИЧ Роман АркадьевичАБРАМОВИЧ Роман Аркадьевич
СУРИКОВ Василий Иванович
Савицкая Светлана ЕвгеньевнаСавицкая Светлана Евгеньевна
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23928





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

АЛТЫНСАРИН Ибрай

(Выдающийся представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, организатор ряда школ.)

Комментарии для АЛТЫНСАРИН Ибрай
Биография АЛТЫНСАРИН Ибрай
фото АЛТЫНСАРИН Ибрай
(2 ноября 1841 года - 30 августа 1889 года)
Алтынсарин Ибрай родился 2 ноября 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Торгайской области. Рано лишившись отца, воспитывался в семье старшего брата отца Балкожа бия. Умер 30 августа 1889 года.
Алтынсарин - видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования. В числе его практических заслуг - открытие первой народной школы (1864), выпуск хрестоматии на казахском языке и введение ислама как предмета обучения на родном языке. Его стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводстве на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политики царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но поддержки идее широкого образования не оказывала никакой. С другой стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ибрая, стараясь внушить, что он якобы хочет "крестить" казахских детей и подготовить их к "солдатской службе" в русской армии. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, "следуя Магомету, будьте слугами белого царя".
Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, отвечающей духу народа, составление первых сборников народной поэзии и первых книжных произведений, предназначенных для начального народного чтения. Но Ибрай не только педагог-просветитель, он теоретик-этнограф, историк, экономист и плюс ко всему этому чиновник, вынужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете. Он совершает буквально титаническую работу по организации учебных заведений, подбору кадров, оснащению и снабжению школы; заботы о детях, мелочах быта, финансовой отчетности и т. д. В понимании им возможных путей вхождения казахов в цивилизованное сообщество центральное место занимает идея "естественного развития", с чем связан гуманизм просветителя и критика колониальной политики царизма. Последняя прикрывалась лицемерно идеологическими доводами о "пользе оседлости" и "цивилизаторской миссии" Русской империи, в то время как на самом деле речь шла об оттеснении казахов с их собственных земель. Мало того, что методы царизма непродуктивны по самой своей сути, они помимо этого отчуждают "инородцев" от русских..
"Не разумнее ли - говорит Ибрай, - прежде нежели решиться перевернуть искусственным образом народную жизнь степняков, изучить сначала этот народ и эту жизнь, узнать, есть ли в народе этом зачатки агрикультурного развития, насколько принял он воздействие непосредственных сношений своих с оседлым, господствующим народом, в каких условиях окружающей природы этот народ находится и т. д., дабы не сделать опасной ошибки, т .к. принудительная ломка быта целой нации способна бывает превратить нацию, иногда самую способную, в апатичную, как это, говорят, и случилось с башкирским народом, так как в законах природы нет примера, чтобы возможно было враз превращать малолетнего ребенка во взрослого мужа". Самым решительным образом идея предпочтительности "естественного хода дел" выражена в статье Алтынсарина "По поводу голода в Киргизской степи". Связывая просвещение и образование народа с оседлостью, с городами и удобными путями сообщений, он категорически выступает против проекта "как можно более скорого" перехода от кочевья к оседлости путем "принудительных мер". Подобный проект он расценивает как грабеж сколько-нибудь пригодной земли у колонизуемого народа, поскольку подчеркиваются "особые преимущества" русских крестьян-колонистов перед казахами, а последние объявляются неспособными к земледелию, если их к этому не "принудить". Оперируя конкретными данными, Алтынсарин доказывал, что сами проявляют стремление довольно настойчивое к "переменам векового быта" в смысле оседлости. К этому он присовокупляет весьма существенное замечание, связанное с будущностью земледелия и скотоводства в крае. В некоторых степных уездах выгоднее развивать скотоводство, а земледелию не предвидится никакой будущности. Над этим замечанием и сейчас можно призадуматься.
Существенным элементом мировоззрения Алтынсарина является трактовка им ислама, о чем можно судить по тому, что он составил учебник по исламу. Ибрай стоял на позициях просвещенного либерального ислама. Все творчество Алтынсарина пронизано идеей органического приживления инноваций к традициям и обычаям народа.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
  • 123 для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • Маловато
  • кася для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • Молодцы! Сапасибкм вам
  • багирка для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • ваааааааще ничего нет! лучше по учебникам заниматься!
  • Без имени для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • jkhjhjbhv
  • Без имени для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • ВИТАЛИК для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • РАКМЕТ!ЗА ИНФОРМ!
  • асия для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • реферат просто дерьмо,шучу просто класс!
  • Без имени для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • полная лажа!
  • Без имени для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • дата рождения, на сколько я знаю, не 2 ноября, а 20 октября или 1 ноября по старому стилю
  • Без имени для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • как скачать???????????
  • вика для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • яяяя
    люди не давайте это учителям проверять. у меня за эту х...ю 2!
    Написать комментарий
    АЛТЫНСАРИН Ибрай, фото, биография
    АЛТЫНСАРИН Ибрай, фото, биография АЛТЫНСАРИН Ибрай Выдающийся представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, организатор ряда школ., фото, биография
    RIN.ru - Российская Информационная Сеть
    СМИ

    Криминал

    Мода

    ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

    Политика

    Театр

    Герои

    Государство

    Искусство

    Музыка

    Спорт

    Бизнес

    Культура

    Кино

    Медицина

    Фотомодели

    Исторические личности

    Наука

    Общество

    Люди на монетах

    Бизнес

    Литература

    Сегодня родились

     

     

     

     
    Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь