Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
Капуро МаринаКапуро Марина
ВОДОВОЗОВА Елизавета Николаевна
Терешкова Валентина ВладимировнаТерешкова Валентина Владимировна
АК-47АК-47
МИЛЯВСКАЯ ЛолитаМИЛЯВСКАЯ Лолита
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

АЛТЫНСАРИН Ибрай

(Выдающийся представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, организатор ряда школ.)

Комментарии для АЛТЫНСАРИН Ибрай
Биография АЛТЫНСАРИН Ибрай
(2 ноября 1841 года - 30 августа 1889 года)
Алтынсарин Ибрай родился 2 ноября 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Торгайской области. Рано лишившись отца, воспитывался в семье старшего брата отца Балкожа бия. Умер 30 августа 1889 года.
Алтынсарин - видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования. В числе его практических заслуг - открытие первой народной школы (1864), выпуск хрестоматии на казахском языке и введение ислама как предмета обучения на родном языке. Его стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводстве на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политики царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но поддержки идее широкого образования не оказывала никакой. С другой стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ибрая, стараясь внушить, что он якобы хочет "крестить" казахских детей и подготовить их к "солдатской службе" в русской армии. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, "следуя Магомету, будьте слугами белого царя".
Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, отвечающей духу народа, составление первых сборников народной поэзии и первых книжных произведений, предназначенных для начального народного чтения. Но Ибрай не только педагог-просветитель, он теоретик-этнограф, историк, экономист и плюс ко всему этому чиновник, вынужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете. Он совершает буквально титаническую работу по организации учебных заведений, подбору кадров, оснащению и снабжению школы; заботы о детях, мелочах быта, финансовой отчетности и т. д. В понимании им возможных путей вхождения казахов в цивилизованное сообщество центральное место занимает идея "естественного развития", с чем связан гуманизм просветителя и критика колониальной политики царизма. Последняя прикрывалась лицемерно идеологическими доводами о "пользе оседлости" и "цивилизаторской миссии" Русской империи, в то время как на самом деле речь шла об оттеснении казахов с их собственных земель. Мало того, что методы царизма непродуктивны по самой своей сути, они помимо этого отчуждают "инородцев" от русских..
"Не разумнее ли - говорит Ибрай, - прежде нежели решиться перевернуть искусственным образом народную жизнь степняков, изучить сначала этот народ и эту жизнь, узнать, есть ли в народе этом зачатки агрикультурного развития, насколько принял он воздействие непосредственных сношений своих с оседлым, господствующим народом, в каких условиях окружающей природы этот народ находится и т. д., дабы не сделать опасной ошибки, т .к. принудительная ломка быта целой нации способна бывает превратить нацию, иногда самую способную, в апатичную, как это, говорят, и случилось с башкирским народом, так как в законах природы нет примера, чтобы возможно было враз превращать малолетнего ребенка во взрослого мужа". Самым решительным образом идея предпочтительности "естественного хода дел" выражена в статье Алтынсарина "По поводу голода в Киргизской степи". Связывая просвещение и образование народа с оседлостью, с городами и удобными путями сообщений, он категорически выступает против проекта "как можно более скорого" перехода от кочевья к оседлости путем "принудительных мер". Подобный проект он расценивает как грабеж сколько-нибудь пригодной земли у колонизуемого народа, поскольку подчеркиваются "особые преимущества" русских крестьян-колонистов перед казахами, а последние объявляются неспособными к земледелию, если их к этому не "принудить". Оперируя конкретными данными, Алтынсарин доказывал, что сами проявляют стремление довольно настойчивое к "переменам векового быта" в смысле оседлости. К этому он присовокупляет весьма существенное замечание, связанное с будущностью земледелия и скотоводства в крае. В некоторых степных уездах выгоднее развивать скотоводство, а земледелию не предвидится никакой будущности. Над этим замечанием и сейчас можно призадуматься.
Существенным элементом мировоззрения Алтынсарина является трактовка им ислама, о чем можно судить по тому, что он составил учебник по исламу. Ибрай стоял на позициях просвещенного либерального ислама. Все творчество Алтынсарина пронизано идеей органического приживления инноваций к традициям и обычаям народа.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
  • 123 для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • Маловато
  • кася для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • Молодцы! Сапасибкм вам
  • багирка для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • ваааааааще ничего нет! лучше по учебникам заниматься!
  • Без имени для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • jkhjhjbhv
  • Без имени для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • ВИТАЛИК для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • РАКМЕТ!ЗА ИНФОРМ!
  • асия для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • реферат просто дерьмо,шучу просто класс!
  • Без имени для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • полная лажа!
  • Без имени для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • дата рождения, на сколько я знаю, не 2 ноября, а 20 октября или 1 ноября по старому стилю
  • Без имени для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • как скачать???????????
  • вика для АЛТЫНСАРИН Ибрай
  • яяяя
    люди не давайте это учителям проверять. у меня за эту х...ю 2!
    Написать комментарий
    АЛТЫНСАРИН Ибрай, фото, биография
    АЛТЫНСАРИН Ибрай, фото, биография АЛТЫНСАРИН Ибрай Выдающийся представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, организатор ряда школ., фото, биография
    RIN.ru - Российская Информационная Сеть
    СМИ

    Криминал

    Мода

    ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

    Политика

    Театр

    Герои

    Государство

    Искусство

    Музыка

    Спорт

    Бизнес

    Культура

    Кино

    Медицина

    Фотомодели

    Исторические личности

    Наука

    Общество

    Люди на монетах

    Бизнес

    Литература


     

     

     

     
    Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь