ВУЛЬФ,
ВИРДЖИНИЯ (урожденная
Вирджиния Эделин Стефенс) (1882-1941) - английская
писательница, критик, литературовед, переводчик, одна из основательниц издательства 'Хогарт Пресс'. Первой в мировой литературе 20 в. решилась привлечь внимание к своеобразию социального опыта женщин, помогая им становиться 'видимыми' в обществе и реализовать возможность
психологической откровенности, доселе бывшую запретной для них.
Родилась 25 января 1882 в Лондоне, в фешенебельном районе английских аристократов - Кенсингтоне. Отец, Лесли Стефенс, был популярным, преуспевающим
писателем и критиком, философом и
историком литературы, а мать, - леди Джулия Дакворт - светской дамой, подругой Мериам Хариетт, дочери Уильяма Теккерея. Дом Стеффенсов был известнейшим литературно - художественным салоном артистического Лондона. В нем говорили об импрессионистах, о теории американского
психолога Уильяма Джойса, с легкой руки которого в обиход вошло понятие 'поток сознания'; зачитывались
работами Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, в нем бывали
писатели Дэвид Герберт Лоуренс, Генри Джеймс. Четверо детей Стефенсов воспитывались в среде, где все 'имели свободный доступ к большой библиотеке, где никакие книги ни от кого не прятались'.
Все это благополучие рухнуло, когда Вирджнии исполнилось 13 лет. Сначала она пережила попытку изнасилования со стороны ее кузенов, гостивших в доме. Это положило начало стойкой неприязни к
мужчинам и к физической стороне отношений с ними на протяжении всей жизни Вирджинии. Вскоре после этого от воспаления легких скоропостижно скончалась ее мать. Нервная, впечатлительная
девочка от отчаяния попыталась покончить с собой. Ее спасли, но глубокие, затяжные депрессии стали с тех пор частью ее жизни. Она страдала от ощущения незащищенности: братья, с которыми было проведено детство, поступили в Кембриджский университет, она же осталась дома вместе с сестрой.
Когда в 1904 скончался ее отец,
Вирджиния с сестрой Ванессой и братьями приняла решение продать дом и переехать из Кенсингтона в квартал, где проживала лондонская богема - Блумсбери. Новый дом ей хотелось сделать началом новой жизни - по примеру матери
Вирджиния основала нечто вроде литературного салона. С 1905 она регулярно писала для 'Литературного приложения' к газете 'Таймс', и очерки ее пользовались популярностью. Новая смерть - ее брата Тобиаса в 1906 - стала новым страшным ударом и ввергла ее в очередные разочарования.
После того, как в 1907 сестра Вирджинии вышла
замуж и уехала из дома в Блумсбери,
Вирджиния со вторым братом, Эдриеном еще раз поменяла
квартиру. В новом месте, на Фитцрой-сквер, она стала душой так называемой 'блумсберийской группы'. Сформировавшись как коллектив свободно объединившихся поэтов (Томас Элиот), литературоведов (Роджер Фрай),
писателей (Эдуард М.Форстер), философов (Бертран Рассел), а также экономистов и искусствоведов-единомышленников (большинство из них были гомосексуалами), группа эта возникла с круга знакомств, которые братья Вирджнии приобрели во время учебы в Кембридже. Находясь под влиянием идей философа Г.Е.Мура, они исходили из того, что идеалы дружбы, любви и взаимной притягательности являются главенствующими и что процветать они могут лишь в том случае, когда искренность и свобода превалируют над притворством и жеманностью. Внимание людей друг к другу превозносилось группой в качестве высшей цели, девизом были слова
писателя Э.Форстера 'Ничто не заменит общения'.
В 1912 среди членов 'блумбергской группы' появился выпускник Кембриджа критик Леонард
Вульф. В том же году - честно заявив о том, что ей противна телесная близость с
мужчиной -
Вирджиния вышла за него
замуж. Брачные узы, объединившие Вирджинию и Леонарда на 29 лет, стали образцом взаимоуважения и эмоциональной поддержки.
Леонард активно поддерживал в своей жене тягу к литературному творчеству. Благодаря ему она и состоялась как
писательница. Вдвоем с мужем
Вирджиния учредила издательство 'Хогарт Пресс', занималась переводами, издав в Англии и русских классиков: И.С.Аксакова, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева.
Работая над своим первым романом "
Путешествие",
Вульф пережила еще один серьезный нервный срыв, доведший ее в 1915 до новой попытки самоубийства. Однако она оправилась, и в 1919 опубликовала написанное. Успех "
Путешествия" стал основанием для продолжения литературной деятельности: в том же году вышел роман В.
Вульф "Ночь и день", далее последовали "Комната Якоба" (1922) и "Миссис Делоуэй" (1925). У 'обыкновенных' женщин вехами жизни становились в это время
любовные связи и рождение детей, у Вирджинии в такие вехи превращались ее книги. Она писала много, неутомимо, помимо романов выпустив в 1925-1940 несколько трудов по литературной критике, в том числе литературно-критические: эссе "Обычный читатель", "Обычный читатель: часть вторая" и "Смерть мотылька" (вышла после ее смерти, в 1942). Литературное наследие Вирджинии включает также десятки эссе, тысячи писем, пять тысяч страниц дневниковых записей и, конечно, рассказы: В.
Вульф стала создательницей новой манеры письма - где сюжет может оборваться на полуслове, где вместо привычного мира действия присутствует 'тайнопись души', где авторское письмо движимо более чувствами и схоже с акварельными зарисовками. Новаторские в способах изложения преходящей мирской суеты, отображения внутреннего мира героев, описания множества путей преломления сознания, произведения В.
Вульф вошли в золотой фонд литературного модернизма и принимались с восторгом многими современниками. Признание и слава, однако, не радовали Вирджинию, и лишь поддержка мужа и сестры заставляли ее продолжать заниматься
писательским ремеслом.
Она всегда была эмоционально более привязана к женщинам: к сестре Ванессе (любимой 'чуть ли не до мысленного инцеста'), подругам (М.Ван, В.Дикинсон, Э.Смит). Влюбившись в 1922 в Викторию (Виту) Сэквилл-Уэст,
Вирджиния оказалась
вовлеченной в отношения, продолжавшиеся почти 20 лет. В 1928 В.
Вульф отобразила свою подругу в романе "Орландо" - фантасмагорической биографии, где жизнь эфемерного главного героя, становящегося то
мужчиной, то женщиной, продолжается в течение трех веков. Сын Виктории назвал это произведение 'самым очаровательным
любовным письмом в
истории литературы'. Эмоционально-откровенные письма и произведения В.
Вульф дают основания для вывода о нетрадиционной
сексуальной ориентации
писательницы - следствии пережитой в детстве трагедии, страха, который она испытывала перед
мужчинами и их обществом. Она влюблялась в женщин - но при этом питала отвращение ко всем формам близости, в том числе и с ними, не выносила объятий, не позволяла даже рукопожатий. Романы с женщинами В.
Вульф переживала в воображении, поэтому включение В.
Вульф в круг 'самых известных лесбиянок мировой
истории' (а имя ее часто упоминается в справочниках именно в таком контексте) представляется неверным.
Новаторские произведения В.
Вульф являли современницам
писательницы пути протеста против патриархальных устоев.
Знаменитое эссе Вирджинии "Собственная комната" (1929), а также роман "Три гинеи" (1938) по сей день считаются основополагающими произведениями феминистской литературы. Давая ответ на вопрос - 'А что бы, скажем, было, если бы у Шекспира была не менее одаренная, чем он, сестра?' - В.
Вульф придумала мини-роман ("Собственная комната") -
историю о том, что случилось бы, если бы Шекспир был женщиной, как бы эта женщина прожила и трагически завершила свою жизнь - не имея возможности быть оцененной, оставшись оскорбляемой и угнетаемой
мужчинами. Со страниц романа В.
Вульф призывала своих современниц не довольствоваться 'своим углом в общей комнате' (как миллионы женщин прошлого), но 'обживать свои комнаты, развивая в себе привычку свободно и открыто выражать мысли, признав, наконец, факт, что опоры - нет, мы идем одни:'
Страдая из-за того, что она не состоялась как мать,
Вирджиния страстно привязывалась к детям - прежде всего к многочисленным племянникам. Любимым из них был Джулиан - подающий большие надежды поэт. И она сама, и муж Леонард относились к нему как к сыну. Гибель Джулиана в Испании в 1938 повергла семью
Вульфов в новое море отчаянья.
Писательница опять попыталась с головой уйти в
работу, вновь и вновь обосновывая самоценность женской жизни как таковой.
В замыслах В.
Вульф был новый, масштабный роман "Между актами", который она начала
писать уже в состоянии тяжелой депрессии, мучимая галлюцинациями, ночными видениями, кошмарами. Врачи настаивали на
лечении в психиатрической клинике: ночная бомбардировка Лондона в начале 1941, во время которой был разрушен дом
писательницы, сгорела библиотека, едва не погиб любимый муж, - окончательно расстроили ее нервную систему.
Вирджиния и Леонард
Вульф переехали в город Родмэлл в графстве Сассекс. Находясь в глубокой депрессии от всего связанного с войной и будучи психически истощенной,
Вирджиния стала жаловаться домашним на то, что все время 'слышит голоса птиц, поющих на оливах Древней Греции'. Не желая, чтобы остаток своей жизни муж провел в заботах, связанных с ее помешательством, она 28 марта 1941 исполнила то, что не раз описывала в своих произведениях и что не раз пыталась осуществить на практике - покончила с собой, утопившись в реке Оус.
Имя Вирджинии
Вульф стало известно в
России вместе с обнаружившимся во времена политической 'оттепели' начала 1960-х интересом к модернизму в литературе. Интерес к ее творчеству особенно оживился после создания американским
драматургом Эдвардом Олби пьесы под названием "Кто боится Вирджинии
Вульф?" (1966), по которой был снят одноименный фильм. Экзальтированную и глубоко несчастную героиню - киноаналог В.
Вульф - сыграла в нем молодая Э.Тейлор. И пьеса, и фильм имели весьма отдаленное отношение к реальной биографии
писательницы, зато были наполнены острейшим
драматизмом и
психологизмом, доходящими до душевного эксгибиционизма, столь свойственными произведениям романистки и эссеистки В.
Вульф, покончившей с собой за четверть века до создания пьесы. В 2002 на мировой экран вышел новый кинофильм, рассказывающий о странной и трагичной жизни В.
Вульф - "Часы", в котором роль
писательницы сыграна Н.Кидман.