АНДРЕЕВА Мария Федоровна(Актриса)
Фото Галерея АНДРЕЕВА Мария Федоровна (4)
Комментарии для АНДРЕЕВА Мария Федоровна
Биография АНДРЕЕВА Мария Федоровна
АНДРЕЕВА, МAРИЯ ФЕДОРОВНА (урожд. Юрковская, в первом замужестве Желябужская) (1868-1953), русская актриса. Родилась в 1868 в Петербурге в театральной семье. Отец, Ф.А.Федоров-Юрковский, был режиссером Александринского театра, где актрисами работали также ее мать и сестра. Сценическую деятельность начала в 1886 на казанской сцене в антрепризе Медведева. Выйдя замуж за высокопоставленного чиновника А.А.Желябужского, прервала профессиональную артистическую карьеру, но со сцены не ушла. Выступала как актриса-любительница - сначала в Тифлисе в Артистическом кружке (сыграла Ларису в "Бесприданнице" Островского, Марьицу в "Каширской старине" Аверкиева и др), потом в Москве в Обществе искусства и литературы, где стала партнершей К.С.Станиславского и одной из наиболее ценимых им актрис на роли 'героинь'. Исключительные данные (редкая красота, грациозность, музыкальность) сочетались в ней с работоспособностью и преданностью сцене. С декабря 1894 Андреева сыграла в постановках Станиславского Олю Василькову в "Светит, да не греет", Юдифь в "Уриэле Акосте", Ларису в "Бесприданнице", Раутенделейн в "Потонувшем колоколе" и др. Всего на сцене Общества сыграла 11 ролей.
В труппе МХТ в первый сезон Андреева сыграла Порцию в "Венецианском купце" и Эдду в "Эдде Габлер", которую оценил В.И.Немирович-Данченко. Рецензенты хвалили ее изящную и стильную Оливию в "Двенадцатой ночи" (1899). Отмечали трогательность, нежность, женственность Кете ("Одинокие", 1899), отмечая, что образ Андреевой отошел от скромной мещаночки из пьесы Гауптмана.
Весною 1900 в Ялте, во время гастрольной поездки МХТ, она познакомилась с Чеховым, который высоко оценил ее сценические способности (в частности, в роли Нины Заречной в "Чайке", где она заменила Роксанову). В "Трех сестрах", которые он вскоре передал в театр, Чехов предназначил Андреевой роль Ирины. Образ Ирины стал одной из лучших актерских работ Андреевой.
В Ялте Андреева встретилась с Горьким (он пришел за кулисы после Эдды Габлер). Связав с ним свою судьбу, Андреева примкнула к революционному движению. От влюбленного в нее С.Т.Морозова (одного из богатейших российских купцов и крупнейших меценатов) она получила деньги на издание большевистской газеты 'Искра' и другие партийные нужды; была издателем большевистской газеты 'Новая жизнь'.
В "На дне" Горького (1902) Андреева сыграла Наташу. В это время она - одна из самых популярных и наиболее занятых в репертуаре актрис театра (всего на сцене МХТ ею сыграно 15 ролей). Среди них сказочный Лель в "Снегурочке"; характерная роль старой девы-труженицы Микалины в "Микаэле Крамере"; Вера Кирилловна в "В мечтах". Андрееву называют в числе первых актрис Художественного театра. Станиславский, часто раздражающийся на капризы Андреевой, тем не менее упорно работает с ней, борясь с теми чертами характера и излишками самолюбия, которые мешают коллективному делу. Напряженные отношения складываются у актрисы с Немировичем-Данченко, которого она постоянно обвиняет в протежировании своей ученицы О.Книппер. Обостряются отношения Немировича-Данченко с Морозовым и Горьким. Актриса не удовлетворена как своим положением в театре, так и самим Художественным театром.
В "Вишневом саде" (1904) она играла Варю (Немирович колебался, подойдет ли актрисе роль, Чехов из нескольких претенденток выбрал Андрееву). После разрыва Горького с Художественным театром Андреева с лета 1904 берет годовой отпуск. В ее планах создание нового театрального дела с Горьким, Саввой Морозовым, Комиссаржевской, Незлобиным. Здание для театра предполагалось снять на Литейном проспекте. Труппа должна была составиться из актеров театров Незлобина и Комиссаржевской. Она зовет в новое товарищество многих актеров МХТ, в том числе Качалова. Андреева ненадолго вернется в Художественный театр с начала сезона 1905-1906, сыграет Лизу в "Детях солнца" (1905).
После поражения декабрьского восстания Андреева вместе с Горьким в начале 1906 перебирается за границу. В письмах 1913 выражает желание вернуться в МХТ (вместе с Качаловым и Москвиным Андреева рискнула возобновить и сыграть "Одиноких" в Киеве). По возвращении в Россию вступила в 1913 в Свободный театр к К.Марджанову, но пробыла там недолго. С сезона 1914-1915 стала актрисой труппы Н.Н.Синельникова в Киеве, где было сыграно десять ролей, в том числе Нины в "Маскараде" Лермонтова, Маши в "Трех сестрах" Чехова; Анны Демуриной в "Цене жизни" Немировича-Данченко, Бианки во "Флорентийской трагедии" Уайльда. С 1915 играла в Москве у Незлобина: Марит в "Маленькой женщине" О.Миртова, Зинаида Павловна Вересова в "Законе дикаря" Арцыбашева и др.
После Октября 1917 Андреева была назначена комиссаром театров и зрелищ в Петрограде. С 1919 по 1926 работала председателем правления в созданном при ее участии Большом Драматическом театре (играла Дездемону в "Отелло"). В 1931-1948 директор московского Дома ученых.
Умерла Андреева в Москве 8 декабря 1953.
Фото АНДРЕЕВА Мария Федоровна
|
Фото АНДРЕЕВА Мария Федоровна
|
Комментарии пользователей
|
|
|