ЮРЬЕВА Изабелла Даниловна(Певица)
Комментарии для ЮРЬЕВА Изабелла Даниловна
Биография ЮРЬЕВА Изабелла Даниловна
Изабелла Даниловна Юрьева (07.09.1899 года [Ростов-на-Дону])
Мадам Аншлаг - так называли певицу, любимую миллионами. Юрьевой поклонялись, ее обожали, засыпали цветами, потом забыли, потом вспомнили вновь.
ИЗАБЕЛЛА Даниловна Юрьева родилась 7 сентября (по старому стилю 25 августа) 1899 года.
'Родилась я в Ростове-на-Дону, - вспоминала Изабелла Даниловна. - Было нас четверо сестричек, все мы страстно любили с самого детства музыку, песни. Без устали пела я целыми днями:'
Вся история жизни Изабеллы Юрьевой тесно переплелась с историей русского и цыганского романса XX века. Она влюбилась в этот жанр еще 11-летней девочкой, когда через дырочку в заборе ростовского городского сада с обожанием и трепетом смотрела на знаменитых В. Панину, А. Вяльцеву и мечтала, что когда-нибудь тоже выйдет на сцену.
'Как-то пришел к нам сосед-скрипач и говорит: уж больно хорошо поет ваша младшая дочь. И уговорил меня выступить в любительском концерте. Так в Ростове-на-Дону и состоялся мой первый выход на сцену'.
Произошло это в 1917 году в ростовском парке имени Луначарского.
- Русская народная песня 'По старой калужской дороге', - звонко объявил конферансье.
И она запела. Сначала - робко, как бы прислушиваясь к себе, затем - все свободнее, легче, шире. И вдруг - о ужас! - комар. Изабелла чуть не задохнулась. С трудом преодолев спазмы, она закончила песню. Неожиданные аплодисменты просто ошеломили. Публика, не обратив никакого внимания на 'сбой', приняла ее на 'ура'.
Окрыленная успехом, она отправилась в Ленинград к сестре, которая училась в консерватории.
В Ленинграде жил тогда А. В. Таскин, концертмейстер самой Анастасии Вяльцевой, любезно согласившийся прослушать молодое дарование.
- Да вы готовая певица! - воскликнул Александр Владимирович, услышав голос Юрьевой. - Мне нечему вас учить. У вас природная постановка голоса, есть свой шарм, чего еще? Выучите три любые песни, какие вам понравятся, и идите на сцену.
- На сцену? - изумилась сестра. - Неужели вы думаете, что она сможет заработать себе на хлеб?
- Сможет, - ответил Таскин, - и даже на хлеб с маслом.
'ВСКОРЕ я переехала в Москву, там заинтересовались моим голосом и предложили петь в театре сада 'Эрмитаж'.
Задушевность, искренность, необыкновенное обаяние молодой певицы очень быстро покорили московскую публику.
Послушать Юрьеву специально приезжает представитель ленинградского концертного объединения Н. Рафаэль. И тут же предлагает ей контракт. А на недоуменные вопросы коллег: 'Зачем, мол, вы предложили никому не известной девчонке 15 рублей за исполнение двух-трех романсов, когда у нас известные певицы получают столько же за целую оперу' - отвечал: 'Когда я слушал ее, я просто умирал'. Это заинтриговало, и девушке назначили прослушивание в театре Юровского - престижном заведении на Невском проспекте.
'Я вышла на сцену в черном бархатном платье с длинной ниткой жемчуга. В зале - только директора кинотеатров и эстрадные администраторы. Пела строго, очень деликатно. Одну песню исполнила, вторую, третью: Слышу - захлопали. И давай наперебой приглашать: 'Я беру ее', 'Нет, я беру ее': Вдруг поднимается молодой интересный мужчина и, что называется, ставит точку: 'Позвольте, я возьму ее к себе'. Это был Иосиф Аркадьевич Эпштейн - главный администратор театрального треста, мой будущий муж'.
В любви и согласии они прожили 46 лет, и это были, по признанию Юрьевой, самые счастливые годы в ее жизни.
Ради любимой женщины Иосиф Аркадьевич пожертвовал карьерой, стал администратором певицы, к тому же именно он написал тексты знаменитых юрьевских шлягеров, таких как 'Ласково взгляни', 'Весенняя песенка', 'Если можешь - прости' (свои стихи он подписывал псевдонимом - Аркадьев).
'При муже я даже не знала, что такое сходить за хлебом, - вспоминала певица, - каждое утро Иосиф Аркадьевич дарил мне цветы и плитку шоколада:'
Конечно же, у нее была масса поклонников. Еще до Аркадьева ее руки и сердца добивался американский миллионер Арманд Хаммер. Уже при Аркадьеве ее внимания и расположения искали Самуил Маршак и Михаил Зощенко:
Но самыми преданными поклонниками певицы были простые зрители. 'В двадцатые годы выступала я как-то на открытой сцене сада 'Эрмитаж'. Закончился мой концерт поздно вечером. Идем мы с мужем по темной, слабо освещенной улице и слышим за нами чьи-то шаги. Я испугалась, муж мне говорит: 'Заинька, не бойся, я с тобой'. Поравнялась с нами ватага беспризорников, подходит вожак и говорит: 'Дяденька, вы нас не бойтесь, мы твою тетеньку не тронем. Уж больно хорошо она поет, так за душу берет. Мы вас даже до самого дома проводим'. Вот какие у меня почитатели'.
ПУБЛИКА с восторгом принимает концертные выступления артистки. Критики отмечают ее требовательный вкус, самобытность интерпретации, одобрительно отзываются о 'необычной красоте проникновенного сильного голоса, легкой и доверительной, с лукавинкой манере пения'. В середине 20-х годов Юрьева занимает одно из первых мест на эстрадном олимпе. На афишах Колонного зала большими буквами пишут ее имя, а ниже и чуть мельче - другие знаменитости: Василий Качалов, Вера Дулова, Екатерина Пельтцер:
1926 год Изабелла Юрьева с мужем провели во Франции. В Париже она давала концерты, имела грандиозный успех, в буквальном смысле слова очаровала парижскую публику. Ей предлагали сказочные контракты: выступления в знаменитой 'Олимпии', съемки в главной роли во франко-испанском фильме, в конце концов предлагали вообще остаться в благополучной Франции, но она отказалась.
Сын Володя родился в парижском такси по дороге в роддом. Родился с врожденным пороком сердца и, прожив чуть больше года, умер в Ленинграде (там жили родственники мужа). 'Муж ни за что на свете не брал меня хоронить ребенка. Я осталась в Москве со своим горем. А через два дня вынуждена была выступать на сцене дорогущего мюзик-холла на площади Маяковского. Директор мюзик-холла Э. Дакман, которому я сказала, что не могу выступать, так как у меня умер ребенок, спокойно ответил: 'Публику не интересует ваша личная жизнь. Она пришла развлечься'. И я пела, держась за стул. А в ложе над сценой плакала опереточная прима Клавдия Новикова, моя приятельница. Она все знала:'
Однажды ночью раздался телефонный звонок: 'Товарищ Юрьева! Сейчас за вами придет машина, поедете в Кремль на концерт'. Изабелла в недоумении попросила позвать кого-нибудь из выступающих артистов. Вскоре она услышала голос Козловского: 'Пунчик, приезжай, здесь концерт и тебя ждут'. Изабелла согласилась при условии, что и муж поедет: 'Мы с ним никогда не разлучаемся!'
В банкетной комнате, откуда вызывали на сцену, Изабелла сидела рядом с Козловским. Неожиданно вошел Сталин. Поздоровался со всеми, задержал взгляд на Юрьевой и так же неожиданно вышел:
О ЧЕМ думал вождь мирового пролетариата, разглядывая певицу, никто никогда не узнает. Зато известно другое: к концу 20-х годов идеологическая атмосфера вокруг 'цыганщины', как презрительно окрестили тогда русский романс и таборную песню, начала стремительно сгущаться. Иначе как безвкусицей и буржуазным атавизмом их теперь не называли. Огонь критики в первую очередь был направлен против наиболее талантливых исполнителей старинного романса, в частности Изабеллы Юрьевой, талантом которой эта самая критика совсем недавно восхищалась.
Творческим людям предписывалось нести в массы пролетарскую культуру, воспевать борьбу, труд и строительство 'нового общества'. 'Чистое искусство ради искусства', к которому причислили любовный романс, отменялось, ибо оно 'уводило в сторону от строительства мирового социализма'.
Программы концертов теперь составлялись таким образом, что вначале выходил с очень злыми пародиями на русский романс Хенкин, а после него должна была петь Юрьева.
Рецензенты клеймили творчество певицы, утверждая, что ее ресторанный стиль чужд советскому народу, никуда не зовет и т. д. Юрьевой стали указывать, как надо петь. 'Что у вас за романс 'Не надо встреч'? Вы на что намекаете? На разъединение масс? Пойте 'надо встреч'. Приведем любопытный документ 27-го года:
Уполномоченному Репертуарным Комитетом От Изабеллы Юрьевой
Заявление
Прошу разрешить мне при исполнении новой программы мюзик-холла следующие старинные романсы: 'Никому ничего не рассказывай', 'Жигули', 'Среди миров', 'Он уехал'.
Изабелла Юрьева
Резолюция: Исключительный по пошлости мещанский репертуар. Разрешить сроком на один год одной певице, пока не будут подготовлены произведения, созвучные времени.
Политредактор Р. Пиккель
В конце концов Юрьева не выдержала прессинга и прекратила выступать. Молчание длилось целых семь лет.
'Свежую струю' вносить не захотела
В 1937 ГОДУ Юрьева записала на пластинку первую песню - 'Ты помнишь наши встречи' Ильи Жака и Андрея Волкова, которую исполняла также Шульженко.
В годы войны она много ездила с концертами. Пела и на Карельском фронте перед бойцами в 30-градусный мороз, когда даже ботинки на сцене в помещении покрывались инеем, и в только что освобожденном Сталинграде, и в госпиталях. По настоянию чиновников от искусства ей пришлось разучить несколько отнюдь не характерных для ее творчества произведений советских композиторов. Но бойцы не хотели патриотики. Стоило певице появиться на импровизированной эстрадной площадке где-нибудь на передовой, как они начинали требовать 'Сашу', 'Белую ночь', 'Если можешь, прости' - лучшие ее песни 30-х годов.
После войны Изабелла Юрьева объездила с гастролями весь Советский Союз. Исполняла старинные романсы, лирические песни. Гром, как всегда, грянул неожиданно. Летом 1946 года были приняты сразу три постановления ЦК ВКП(б): 'О журналах 'Звезда' и 'Ленинград', 'О репертуаре драматических театров', 'О кинофильме 'Большая жизнь'. Последнее постановление содержало критику песен Н. Богословского и А. Фатьянова, признанных порочными и идейно непригодными. Богословский был назван пошляком, а песня 'Три года ты мне снилась' - упаднической. Это был сигнал к очередной кампании по борьбе с 'легким жанром', со всем, что уводило в мир неясных грез и личностных переживаний.
Изабелла Даниловна записала на радио цикл песен Жарковского, Табачникова, Мартынова, Милютина. Это были лирические и шуточные, веселые и грустные (ни одного романса!) песни. Решение художественного совета, через горнило которого проходила вся 'готовая продукция', было однозначным: 'В эфир не давать'. А одна из центральных газет менторски наставляла: 'Если бы певица взамен суррогатов обратилась к настоящей народной песне, она внесла бы свежую струю в область подлинного музыкального искусства:'
Певица отказалась петь рекомендуемые идеологами песни.
***
В СЕНТЯБРЕ 1999 года в связи со 100-летним юбилеем Изабелла Юрьева была награждена орденом 'За заслуги перед Отечеством' IV степени. А за несколько лет до этого ей было присвоено звание народной артистки России. Это были ее первые и единственные за всю долгую жизнь государственные награды.
20 января 2000 года Изабеллы Даниловны Юрьевой не стало.
Отрывок из статьи Аллы Цыбульской 'Изабелла Юрьева: к столетию со дня рождения'
- СИДИТ это во мне, понимаешь, сидит! - сказала она чуть сдавленным голосом и оборвала себя. - И все теперь неуместно, несвоевременно, незачем мне нынче быть смешной, а тогда, в молодости моей, все понималось по-другому, и что теперь приветствуется, тогда отвергалось. Говорили: уберите эту ноту, от нее пахнет цыганщиной, а она была просто страстной, дурновкусия я бы не допустила, говорили: 'жестокий' романс с насмешкой, а он оказался вечным, ведь мир чувств, заключенный в нем, - это мир красоты и драматизма:
Расцвет ее дарования совпал с размахом 'шагов саженьих' Советского Союза. Пафос общественного энтузиазма выражался в коллективном общественном мироощущении. Все, что было связано с понятием 'мы', казалось единственно важным. Все, что выражало личное, воспринималось как мещански ограниченное. От нее требовали петь не о любви, а о стройках. Что было делать артистке, которая столь не вовремя явилась на сцену в эпоху маршей и массовых песен?
Ей приходилось терпеть нападки. Странно и неприятно читать статью И. Дунаевского в журнале 'Советская музыка' ? 9 за 1948 год, в которой он указывает Изабелле Юрьевой как на недостаток на ее излишнюю эмоциональность, чрезмерное драматическое напряжение. Идеология исподволь подчиняла сознание, мышление. Талантливейший композитор, ставший музыкальным идеологом эпохи Сталина, увы, и он отметал иные проявления искусства, чем те, на страже которых стоял сам: Таковы были беспощадная идеология и дух сталинского времени.
Любовь и женское достоинство стали главной темой ее творчества. В старинных и цыганских романсах, исполняемых ею, в произведениях А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилева, А. Верстовского, в романсах XX века, в произведениях советских композиторов и в лирических песнях перед слушателем возникал образ любящей, страдающей и прекрасной женщины. И этот образ оказывался бесконечно дорог ее современникам.
Сила воздействия певицы заключалась в том артистическом переживании, что пронизывало ее исполнение. Она смело шла на импровизацию, варьирование мелодий. Ее концертмейстеры Симон Каган и Давид Ашкенази, с которыми она работала в течение всей своей жизни, импровизировали также свободно, что придавало особый блеск звучанию. Необычайно чутко она всегда обращалась со словом, с поэтической речью в музыке. Изменение интонации, ее сдвиг, широкий гортанный распев или интимное признание становились 'гласом волшебной лиры':
В связи с возвращением романса в 70-е годы к певице кинулся рой журналистов. Неожиданное внимание после стольких лет забвения (ее последний концерт перед уходом со сцены состоялся в Ленинградском театре эстрады 5 апреля 1965 года) тревожило и смущало. По неопытности она раздавала из своего архива бесценные реликвии: то уникальную афишу с портретом 20-х годов, то старую рецензию:
Я знала и любила ее с детства. Иосиф Аркадьевич был двоюродным братом моей мамы. Приезжая на гастроли в Ленинград, они бывали постоянными гостями в доме маминой старшей сестры, с которой дружили смолоду, будучи ровесниками. Она была очаровательна, и я смотрела на нее с восхищением. 'Ты тоже хочешь стать артисткой? - спросила она меня однажды. - Не думай даже! Это очень тяжелая доля:' Но, конечно же, именно об этом я и мечтала.
Как быстро проходит пора человеческого расцвета! Помню, в один из приездов в Ленинград я увидела их идущими по Невскому. Это была такая красивая и роскошно выглядящая пара, что я не посмела их окликнуть, к ним приблизиться. Когда вечером мама сказала им, что ее дочка постеснялась к ним подойти, Беллочка (так ее называли домашние) огорчилась: 'Мы же тебя, деточка, не видели, мы бы тебе были рады:'
Они и были рады мне и гостеприимны, когда я повзрослела и гостила у них в Москве. Как уютно спалось на антикварном узком николаевском диване в парадной гостиной, стены которой были завешаны старинными картинами и защищены от света гобеленовыми тяжелыми шторами:
Не обходилось и без забавных курьезов. Беллочка любила хорошие вещи, хорошую одежду, которых не было в тот период эпохи 'Москвошвеи'. Обнаруживая у меня иногда хорошие перчатки, чулки или сумочку, она - близорукая с детства - пробовала их на ощупь и спрашивала: 'Откуда у тебя такие мягкие перчатки?' На что я отвечала: 'Как откуда? Вы забыли, что вы мне их подарили?' Она смеялась в ответ.
Перед каждым концертом она отчаянно волновалась. Но в тот памятный день в послевоенном Сталинграде волнение достигло крайних пределов. С утра зарядил дождь. Его пелена скрыла очертания встающего из руин города. К вечеру по улицам можно было уже не идти, а плыть. 'Кто же в такую погоду пойдет на концерт?' - грустила певица. В назначенное время пришел автобус. Она и музыканты взгромоздились с ногами на сиденья: вода заливала пол. И вдруг она увидела, что по затопленной улице, держа обувь в руках, босиком, подняв подолы платьев, подвернув брюки, идут бесконечной толпой те, кого дождь не остановил, - ее слушатели, ее почитатели. И она расцвела от счастья. Это была пора ее молодости, ее успеха, ее признания народом.
Однажды она с огромным юмором рассказала, как на одном из прифронтовых выступлений в паузе между исполнением услышала из зрительских рядов: 'Переверните, переверните!' Возникла недоуменная пауза. Кто-то произнес: 'Что или кого перевернуть? Юрьеву?' Выяснилось: один молоденький лейтенант был убежден, что слушает ее пластинку, а красивая блондинка только изображает пение. На обороте же его любимой пластинки была всем известная и всем нравящаяся песенка 'Саша', которую он и хотел послушать:
При том, что, конечно, она всегда была избалованной женщиной, она сохранила необычайную душевную отзывчивость к окружающим. При том, что всегда казалась хрупкой, проявила уже в поздние годы стойкость и мужество. После операции у Святослава Федорова ни разу не пожаловалась на боль, а когда ей разрешили снять повязку, сказала:'О, я и не знала, что в мире столько красок!' И через год решительно прооперировала второй глаз.
Она всегда так умела сказать 'не знаю' или 'не понимаю', что было ясно: речь идет о том, что она не одобряет, но отзываться дурно не хочет. В то же самое время свое восхищение высказывала бурно. Как-то, слушая Елену Образцову, произнесла: 'Такие люди не должны стареть:' Может быть, тут прорвалось и сожаление о себе.
Комментарии пользователей
|
|
|