ОЛЕЙНИКОВ Николай Макарович(Русский поэт)
Комментарии для ОЛЕЙНИКОВ Николай Макарович
Биография ОЛЕЙНИКОВ Николай Макарович
ОЛЕЙНИКОВ, НИКОЛАЙ МАКАРОВИЧ (1898-1937), русский поэт. Родился 5 (17) августа 1898 в станице Каменская области Войска Донского в зажиточной казацкой семье. Окончил четырехклассное Донецкое окружное училище, учился в реальном, в 1916 поступил в Каменскую учительскую семинарию. В декабре 1917 стал красногвардейцем, в марте 1918 записался добровольцем в Красную армию, участвовал в боях с германцами и белоказаками, в 1920 вступил в РКП(б). Вошел в состав редколлегии газеты 'Красный казак'; переехав в Бахмут (ныне Артемовск), стал ответственным секретарем газеты 'Всероссийская кочегарка'. Вместе с приезжими петроградскими литераторами М.Слонимским и Е.Шварцем в 1923 разработал концепцию и организовал издание литературно-художественного журнала 'Забой', который к четвертому номеру достиг неслыханного по тому времени тиража в 40 тысяч. В 1925 партиец и опытный редактор Олейников получает от ЦК ВКП(б) назначение в газету 'Ленинградская правда' и вскоре становится сотрудником редакции журнала 'Новый Робинзон', впоследствии преобразованной в Детский отдел Госиздата, который возглавил С.Я.Маршак. В 1926-1928, активно сотрудничая в ленинградских и столичных журналах, занимается организацией радиовещания для детей, в 1928 назначается редактором новообразованного 'Ежемесячного журнала' для детей ('Ёж'), постоянными авторами которого стали К.Чуковский, Б.Житков, В.Бианки, М.Пришвин, Е.Шварц, а также поэты группы 'ОБЭРИУ' Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий, - с ними у Олейникова возникло особого рода творческое содружество. В журнале 'Ёж' он чаще всего пишет под одним из своих донецких псевдонимов 'Макар Свирепый', разрабатывает слог и приемы пропагандистской публицистики для детей и публикует ряд брошюр этого жанра, в одной из которых (Танки и санки, 1929) критик из 'Правды' распознал 'опошление героической борьбы против белых и интервентов' и заключил: 'Книжка вредна. Ее нужно изъять'. Действительно, некоторый оттенок пародийной примитивизации, граничащей с издевательством, очевиден во всей 'детской' публицистике Олейникова, особенно при сопоставлении ее с его беспощадно ироническими стихами, заведомо не предназначенными для печати. Легальная литературная активность Олейникова в 1926-1937 включает также инсценировки для детского театра, либретто оперы "Карась" для Д.Д.Шостаковича, сценарии (совместно с Шварцем) агитфильмов "Разбудите Леночку" (1934), "Леночка и виноград" (1935), "На отдыхе" (1936), в которых играли Б.Чирков, Н.Черкасов, Я.Жеймо.
Многообразная литературная деятельность Олейникова имеет лишь косвенное отношение к его художественному творчеству, исключительно поэтическому. Иногда оно выполняло вспомогательную функцию спасительного осмеяния собственных занятий и окружения (шуточные 'детгизовские' стихи), но чаще всего прямо противостояло той идейно-воспитательной направленности литературы, которой столь активно содействовал Олейников в своей роли редактора, изготовителя агитпропа и партийного куратора. Шуточные стихи были первичной формой творчества. Впоследствии они меняют качество и назначение: так, сохраняя видимость 'посланий', стихотворения становятся по сути дела безадресными (перепосвящаясь, они с издевательской легкостью меняют адресатов) и насыщаются поэтическим содержанием. Вероятно, некоторые ранние стихотворные опыты Олейникова утрачены: Чуковский писал о 'множестве экспромтов и шутливых посланий' - правда, не различая ранних и поздних произведений Олейникова. Первые сохранившиеся стихи датируются 1926 ("Начальнику отдела"); по-видимому, посвященные Шварцу, они обыгрывают в социальном плане тему 'половых излишеств', весьма существенную в дальнейшем творчестве Олейникова, где в любовных излияниях скабрезным намекам сопутствуют высокопарные наставления, поучения и даже распекания.
В конце 1920-х - начале 1930-х годов определялись и закреплялись в качестве образца советские стереотипы речи и поведения, стандартная канцелярская формула 'идейно выдержан, морально устойчив' являлась в сущности предписанием, нарушать которое было крайне рискованно. Этому предписанию иронически соответствуют два лейтмотива поэзии Олейникова, лирический герой которой, во-первых - 'политрук', авгур, сопричастный руководящим указаниям, во-вторых - 'поэт', обладатель вывихнутого и эклектичного речевого сознания, вдохновенный советский мещанин эпохи 'Великого перелома'. Для него, стремящегося к 'моральной устойчивости', характерно бессознательно-пародийное словоупотребление и смешение словесных пластов: так, в 'балладе' "Чревоугодие" (1932) одновременно пародируется "Черная шаль" А.С.Пушкина и "Любовь мертвеца" М.Ю.Лермонтова - в итоге 'получается новый языковый знак для обозначения поэта другого качества' (Л.Гинзбург). С предписанием благонадежного морально-политического облика связан и третий, настоятельнейший лейтмотив: гротескные умствования по части 'научного' познания и переустройства мироздания ("Служение науке", "Озарение", "Хвала изобретателям", "Пучина страстей" и т.д.) - характерный поэтический отзвук вселенских претензий коммунистической идеологии. Здесь, особенно в "Пучине страстей", пародируется уже 'хлебниковщина' и натурфилософский пафос Заболоцкого.
Сюжетно-тематических стихотворений у Олейникова мало, в них намечаются и не столько развертываются, сколько насмешливо обыгрываются социально значимые темы - всевластие 'вивисекторов', новых хозяев жизни и смерти ("Таракан"), фиктивность человеческого существования в бюрократическом государстве ("Перемена фамилии"), оголтелое юдофобство как тайный пафос советской жизни ("Жук-антисемит"), ничтожество как залог оптимизма (О нулях) и т.д.
При жизни Олейникова были напечатаны лишь три его стихотворения ("Служение науке", "Муха" и "Хвала изобретателям"); в 1934 ему удалось пристроить их в столичный журнал '30 дней'. Эта публикация была немедля опознана как враждебная вылазка в статье Ан.Тарасенкова "Поэт и муха" ('Литературная газета', 10 декабря 1934). После этого отпал вопрос о напечатании новых, даже самых безобидных созданий Олейникова - циклов "В картинной галерее" (1936) и "Вулкан и Венера" (1937). 3 июля 1937 Олейников был арестован, в том же месяце НКВД разгромило всю редакцию детской литературы. Уцелевшие сослуживцы отмежевались от 'врага народа' Олейникова и его приспешников, 'контрреволюционной вредительской шайки, сознательно взявшей курс на диверсию в детской литературе'. Статья в стенгазете кончалась призывом: 'Добить врага!'
Олейникова принялись понемногу публиковать с 1964, всячески стараясь замазать и замаскировать его веселое и беспощадное издевательство над советской идеологией во всех ее проявлениях. А.Дымшиц, искажая стихотворные тексты, придумал для них подставного автора, которого якобы высмеивает Олейников, - 'технорука Н.' А.Пьянов в статье "Веселые стихи Свирепого Макара" пытался представить их комическим дополнением к журнальной деятельности Олейникова. Между тем прижизненная публикация была подписана его собственным именем, и ни в одном из списков стихотворений Олейникова никакие псевдонимы не обнаруживаются. Лирическим героем его поэзии является сам автор - при том, что 'лиричность олейниковская - двоящаяся, дублированная бурлеском' (Л.Гинзбург).
Содержательную, критическую и резко субъективную оценку его поэтического творчества дает Хармс в стихотворении "Олейникову" (1935). Установлению подлинных масштабов поэзии Олейникова, продолжающемуся по сей день, способствовала статья-воспоминание Гинзбург "Николай Олейников", опубликованная в 1989 и предпосланная в 1991 первому претендующему на полноту собранию его стихотворных сочинений.
Олейников был расстрелян 24 ноября 1937 в Ленинграе после нескольких месяцев пыточного следствия.
Комментарии пользователей
|
|
|