РИЧАРД ГИР (Richard Gere). Родился 29.8.1949 в Филадельфии. Учился в массачусетском университете.
Сын скромного страхового агента, семья которого с трудом наскребала средства, чтобы учить детей
музыке и гимнастике, он всем другим профессиям предпочел театр и после второго курса университета уехал в Нью-Йорк в
поисках ангажемента. Застенчивый, замкнутый молодой человек плохо сходился с людьми, не мог соответствующим образом "подать себя", и сценическая карьера грозила угаснуть, так и не начавшись. Только в 1975-м, когда за плечами
Ричарда Гира было уже много появлений на сцене в эпизодах, ему поручили главную роль в пьесе С. Шепарда "Голова убийцы". Его герой, смертник, сидя с завязанными глазами на электрическом стуле, говорил о своих планах на будущее. Никакой пластики, ни выражения лица и глаз, только голос, произносящий слова. Но именно в нем звучали и надежда, и истинная убежденность, и затаенная грусть. После блестящих рецензий на молодого актера обратил внимание кинематограф.
Ричард Гир, сделав несколько не очень удачных попыток, получил с помощью поверившего в него Шепарда приглашение сняться в фильме Т. Малика "Райские дни" (1978). Было в этом
красивом парне со взглядом исподлобья лукавых глаз что-то шальное, неуправляемое, общее с героем - молодым рабочим из Чикаго, бежавшим от
полиции и вместе с любимой
девушкой стремившимся затеряться в бескрайних просторах американского Запада. Но от своих страстей не уйдешь, и скоро здесь, где все дышит солнцем и покоем, назревает новая трагедия. Восходящей звездой заинтересовался режиссер
Ричард Брукс. Предложенная им актеру роль в фильме "В
поисках мистера Гудбара" (1977) была небольшой: его герой Тони Лопэнто, сутенер и наркоман, пообещал
героине стать лучшим
любовником в ее жизни и действительно таковым оказался. И хотя Тони находился на экране всего 15 минут, каждое движение, взгляд, даже само молчание свидетельствовали о его
сексуальности.
Новый триумф
Ричарда Гира в фильме П. Шредера "Американский жиголо" (1980), при том, что герой человек, для которого
любовь профессия, во многих
отношениях был ему полной противоположностью. Актер часто показывал здесь свое тело, поддерживаемое в форме ежедневными тяжкими физическими упражнениями, и делал это изящно и непринужденно. Гир умело сыграл сочетание нежности и грубости, силы и грации, но характер так и не возник. Внутренне этот красавец был чужд исполнителю и публика не могла это не почувствовать.
Гораздо ближе оказался
Ричарду Гиру образ, созданный в фильме Т. Хэкфорда "Офицер и джентльмен" (1982). Зак Мейо простой парень, рано познавший изнанку жизни, любит с бешеной скоростью гонять на мотоцикле и не верит в
любовь. В
картине много сцен
военных тренировок курсантов морской
школы, бесконечных упражнений на плацу, поединков каратэ (вот где пригодились его занятия гимнастикой с детства!). Но главное здесь -
любовные сцены, постижение героем этого чувства. И если раньше Гиру в них не хватало теплоты, подлинности, то тут он эмоционально открыт и по-настоящему искренен.
Ричард Гир наконец-то стал одним из ведущих мастеров
Голливуда, новым
секс-символом, его заинтересованности какой-либо ролью уже было достаточно, чтобы
картина появилась на свет. Именно он помог режиссеру Джиму МакБрайду осуществить свой давний замысел: сделать римейк
знаменитого фильма Годара "На последнем дыхании". Показав
историю жизни героя профессионального угонщика машин Джесса Люджека как аналог его любимого комикса "Серебряный супермен", актер не только сумел точно охарактеризовать новую социокультурную, временную и национальную среду, но и умело оправдал явную одномерность характера главного персонажа.
Ироничность, умение актера подчеркнуть дистанцию между собой и образом привлекли внимание Ф. Копполы, предложившего
Ричарду Гиру главную роль в знакомом нам фильме "Клуб "Коттон" (1984). Здесь актер смог в полной мере использовать свой
музыкальный талант и умение
играть на разных инструментах, в том числе и на трубе. Его Майкл Уайт, прозванный Дикси за пылкую
любовь к джазу, удивительно органично вписывается в сложную
музыкальную ткань фильма.
Во второй половине 80-х годов Гир все чаще
играет характерные роли: в библейском "Царе Давиде" (1985),
полицейской ленте "Внутренние дела" (1989), где он впервые показал явно отрицательного персонажа, в социальной драме "Власть" (1986); и, главное, в "Августовской рапсодии" А. Куросавы (1991)
картине о сложных взаимоотношениях американцев и японцев после Хиросимы и Нагасаки.
Ричард Гир к своему сорокалетию пополнел, раздался в плечах и талии, нависшие веки почти скрыли лукавый блеск глаз. Естественно поэтому, что ему пришлось уходить от образа привычного
секс-символа. В фильме "Красотка"' (1990)
Ричард Гир предстал деловым человеком, миллионером Эдвардом Льюисом, не расстающимся со строгим костюмом, галстуком и неизменным платочком в нагрудном кармане. Застывшие в своей монументальности лицо и фигура
Ричарда Гира особенно рельефно выделяются на фоне фейерверка обаяния, непосредственности, живости натуры, которые проявляет его партнерша Джулия Робертс.
Картина в чем-то автобиографична, ибо сам Гир на рубеже 90-х стал деловым человеком, владельцем небольшой кинофирмы. А жизненным аналогом
героини "Красотки" оказалась хорошенькая манекенщица Синди Кроуфорд, на которой он в конце 1991 г. женился.