БЕРТОЛУЧЧИ (
Bertolucci)
Бернардо (р. 16. 03. 1941), итальянский режиссер, драматург, поэт.
Учился в Римском университете. Сын Аттилио
Бертолуччи. За свою книгу стихов удостоен премии Виареджо в 1962. Первой пробой работы в кино стали его любительские фильмы на 16-ти мм пленке - 'Канатная дорога' (1957) и 'Смерть свиньи' (1958).
Близкое знакомство с Пазолини позволило ему стать ассистентом режиссера на съемках 'Аккаттоне' (Accatone, 1961), а следом в стиле своего учителя и метра снять первый полнометражный игровой фильм 'Костлявая кума' (La Commare Secca, 1962), социологический репортаж об обитателях римского дна. В один год с 'Евангелием от Матфея' Пазолини поставил свой второй фильм 'Перед революцией' (Prima Della Rivoluzione, 1964), историю духовного 'недовозмужания' юноши буржуазного круга с явными биографическими аллюзиями, который стал одним из ведущих фильмов молодежной итальянской контестации в кино, в ее романтическом преломлении.
В период контестации снял полнометражный документальный телефильм 'Нефтепровод' (1965-66), работал над незавершенным фильмом 'Канал' (1966), поставил короткометражный игровой фильм 'Агония' для альманаха 'Любовь и гнев' (Amore E Rabbia, 1967). В вольной экранизации 'Двойника' Достоевского - фильм 'Партнер' (Partner, 1968) - впрямую выявлялось как идейное двойничество главного героя, что крайне характерно для творчества
Бертолуччи в целом, так и фиксировалась точка заката самой контестации, утрата ею доминирующего положения в итальянском кино. На рубеже 1960-1970-х он открыто примыкает к движению итальянского политического кино, не поступаясь при этом собственными внутренними постулатами. В телефильме 'Стратегия паука' (La Strategia Del Ragno, 1969), развернутой экранизации наброска Х. Борхеса 'Тема предателя и героя', исследует природу героизма и предательства в контексте революционной борьбы. В адаптации одноименного романа Моравиа 'Конформист' (Il Conformista, 1970), следуя висконтиевской трактовке природы фашизма ('Гибель богов'), вскрывает подоплеку сотрудничества с тиранией как замещение неудовлетворенных, преимущественно сексуальных комплексов.
В получившей (и совершенно несправедливо) скандальную известность ленте 'Последнее танго в Париже' (Last Tango In Paris/Dernier Tango А Paris, 1972), создает романтическую версию современной трагедии любви, в которой герой оказывается жертвой ложных условностей переболевшего левизной буржуазного круга. В 1976-м снимает эпопею 'Двадцатый век' (Novecento), программно ангажированную, снятую с левых позиций сагу о борьбе социальных классов в Италии, сюжет которой обнимает три четверти 20 столетия, и которая, в свою очередь, во многом знаменовала переход итальянского кино от злободневной актуальности политического кинематографа к произведениям иторико-аналитическим. После фильма 'Луна' (La Luna, 1979) и 'Трагедия смешного человека' (La Tragedia Di Un Uomo Ridicolo, 1981) надолго порывает с итальянской тематикой.
Переездом в Англию начинается его 'космополитический' период творчества как современного художника-гражданина мира. На материале китайской истории создает глубоко оригинальный аналог 'Двадцатого века' в его азиатском преломлении - фильм 'Последний император' (The Last Emperor, 1987), заслуженно снискавший громкую мировую славу. Экранизацией одноименного романа Пола Боулза стала его психологическая драма на африканском материале 'Под покровом небес' (другое название - 'Чай в пустыне') (The Sheltering Sky, 1990). 'Маленький Будда' (Little Buddha, 1993) оказался адаптацией преимущественно для американской аудитории хрестоматийных постулатов буддизма. После 15 лет отсутствия снял в Италии фильм 'Я танцую одна'/'Ускользающая красота' (Io Ballando Sola/Standing Beauty, 1995), своеобразную антологию ведущих тем и мотивов собственного творчества. Иногда выступал как соавтор сценариев фильмов других режиссеров и как продюсер. Соавтор сценариев всех собственных картин.
Биографии
Интервью
Публикации
Аннотации
Разное