( 18. 6. 1917)
Федор Петрович Селиверстов, капитан, заместитель командира эскадрильи 10-го отдельного разведывательного авиационного Московского Краснознаменного полка. Родился 18 июня 1917 года в с. Куликовке Вольского района Саратовской области. Русский. Окончил Ярославский педагогический институт. До призыва на военную службу работал учителем. В Советской Армии служил в 1939 - 1958 годах.
С июля 1941 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался на Южном фронте, а затем в составе 1-й воздушной армии на Западном и 3-м Белорусском фронтах. Принимал участие в оборонительных операциях на южном и центральном участках советско-германского фронта. Курской битве, освобождении Белоруссии и разгроме врага на территории Восточной Пруссии. Дважды тяжело ранен за боевые заслуги перед Родиной и безупречную службу в Советской Армии награжден двумя орденами Красного Знамени (1943 1944), двумя орденами Александра Невского (1944, 1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (1943), двумя орденами Красной Звезды (1943, 1954), медалями "За боевые заслуги" (1949), "За оборону Москвы", "За взятие Кенигсберга", "За безупречную службу" 1-й степени и пятью другими медалями.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Федору Петровичу Селиверстову присвоено 23 февраля 1945 года за 157 боевых вылетов на самолете Ил-2 на разведку, фотографирование оборонительных рубежей и штурмовку противника и проявленные при этом доблесть и мужество.
После войны Ф.П. Селиверстов - подполковник запаса, жил в молдавском г. Кагуле, работал начальником аэропорта.
Десятый авиационный полк вел боевую работу в интересах армейского и фронтового командования. На него возлагалась задача вести разведку противника как визуально, так и фотографированием поля боя, аэродромов, оборонительных рубежей и военных объектов в тылу врага на глубину фронтовой операции (400 - 500 километров).
Капитан Селиверстов был одним из лучших разведчиков части. Он первым в полку провел испытание фотоаппаратов для перспективной съемки с высоты бреющего полета. Впоследствии перспективная аэрофотосъемка оборонительных рубежей и отдельных объектов противника нашла широкое применение во всех частях разведывательной авиации.
Каждый вылет Селиверстова на боевую разведку был связан с большим риском для жизни, с постоянной опасностью быть сбитым зенитным огнем или вражескими истребителями. Летчик не раз попадал в сложную обстановку, но всегда выходил победителем в воздушных схватках с врагом и отличено выполнял боевые задания.
В феврале, 1943 года Западный фронт готовил наступательную операцию 16-й армии на Орловском направлении. Капитан Селиверстов произвел многократное фотографирование обороны противника на участке Людиново - Жиздра. Данные аэрофотосъемки были учтены командованием при принятии решения на наступление, которое началось 22 февраля. В ходе ожесточенных боев войска 16-й армии взломали оборону противника на глубину 10 - 13 километров. Противник перебрасывал к участку прорыва свежие резервы. Селиверстов получил задание найти район сосредоточения танковой дивизии противника, прибывшей на Орловское направление из-под Ржева. Это задание летчик выполнил. Визуальным наблюдением и фотографированием Селиверстов вскрыл районы сосредоточения танковых частей противника. По этим районам в течение двух дней наносила массированные удары штурмовая авиация 1-й воздушной армии.
В январе и апреле 1944 года Селиверстов выполнял ответственное задание по доставке боеприпасов партизанским отрядам "Мороз" и "Сорока", действовавшим на территории Могилевской области. Днем на бреющем полете отважный летчик совершил несколько рейсов и сбросил, в расположение отрядов более 5 тонн боеприпасов. За образцовое выполнение этого важного задания Селиверстов был награжден ручными часами.
---
Источники:
1) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
2) Румянцев.Н.М. "Люди легендарного подвига". Саратов. 1968 г.