Российские железные дороги с нового года начнут продавать однополые билеты
На отечественных железных дорогах начинается эксперимент по половой сегрегации. Как сообщила пресс-служба ОАО "Российские железные дороги", уже с 15 января следующего года пассажиры некоторых поездов смогут выбирать себе однополые купе.
Таким образом, многим женщинам, стесняющимся ездить в одной тесной кабинке с незнакомыми мужчинами, удастся обойтись без столь беспокойного и волнительного соседства. Соответственно станет проще и тем мужчинам, кто не желает, чтобы наличие недовольной соседки мешало их ночному вагонному преферансу.
Правда, на первом этапе, как заявляют в РЖД, этот эксперимент коснется лишь восьми поездов. Поначалу купе будут делиться по признаку пола в одном спальном и одном купейном вагоне фирменного поезда "Жигули" Самара-Москва. Кроме того, к проекту подключат по два вагона поездов N4/3 Москва-Санкт-Петербург, поездов N2/1 Казань-Москва, N25/26 Москва-Воронеж, N20/19 Москва-Ростов и по одному купейному вагону в поездах N59/60 Горький-Санкт-Петербург, N71/72 Москва-Белгород и N100/99 Москва-Брянск. Если же услуга раздельного проезда будет пользоваться спросом, то схему могут распространить более широко.
Железнодорожное ведомство утверждает, что за выбор попутчиков своего пола доплачивать не придется. При покупке билета в экспериментальный вагон пассажиру достаточно будет лишь заявить о своем желании. Тогда кассир выдаст клиенту привычный продолговатый листок, на котором помимо стандартных данных будет указан и тип купе: "М" (мужское), "Ж" (женское) или "С" (смешанное). Последняя графа явно будет востребована разнополыми семействами или теми, кого не слишком беспокоят половые признаки человека на соседней койке.
Впервые в России попытку решить половой вопрос в поездах предприняли на Горьковской железной дороге, где пару лет назад был проведен локальный эксперимент по разделению купе на женские и мужские. Сначала это коснулось лишь спальных вагонов фирменных поездов "Ярмарка" и "Нижегородец", следовавших по маршруту Москва - Нижний Новгород. Результаты проекта были сочтены удачными, и в ноябре 2004 года раздельное проживание было введено еще на нескольких направлениях. Выбрать себе купе без лиц противоположного пола можно было при покупке билетов на поезда "Серебряные ключи" (Сергач-Москва), "Татарстан" (Казань-Москва), "Чувашия" (Ижевск-Москва), "Вятка" (Киров-Москва) и на поезд N131/132 Ижевск - Санкт-Петербург.
Но это была инициатива снизу. Железнодорожное ведомство, по своей природе весьма консервативное, не спешило распространять нижегородскую идею на всю страну. Для этого, в частности, пришлось вносить изменения в единую форму железнодорожных билетов, вводя там дополнительную графу "пол купе" (хотя, как утверждают железнодорожники, используемая ныне компьютерная система "Экспресс-3" позволяет это сделать). Кроме того, до сих пор не очень ясно, будет ли данная схема пользоваться большой популярностью у пассажиров во всероссийском масштабе.
Тем временем со схемой раздельного расселения, давно используемой в странах Западной и Центральной Европы, решили поэкспериментировать и наши западные соседи.
Белорусская железная дорога в апреле 2005 года ввела мужские и женские купе в двух вагонах главного поезда страны N1/2 Минск-Москва. В начале 2006 года идея была признана удачной, и в БЖД начали поговаривать о расширении эксперимента на другие маршруты. Украинцы опробовали ту же самую схему еще раньше: первые однополые купе появились здесь еще летом 2001 года в поезде Одесса-Днепропетровск. Через год число таких поездов увеличилось до четырех.
Однако полностью перенести европейскую схему на отечественные рельсы вряд ли удастся. Помешают самые разные факторы - размеры страны, специфика российского вагонного парка и т.п. Страны Старого Света маленькие, большинство железнодорожных маршрутов гораздо короче, чем у нас, так что чаще всего пассажир выходит из поезда в тот же день, когда в него сел. Для таких поездок не требуются спальные места, достаточно обычных сидячих вагонов, разве что чуть более комфортабельных, чем наши электрички. В результате купе "только для женщин" или "только для мужчин" используются лишь в сравнительно немногочисленных спальных поездах.
В России ситуация принципиально иная: подчас даже для того, чтобы проехать три-четыре региона, требуется провести в поезде около суток. Так что вагоны с полноценными спальными местами для нас скорее норма, чем исключение. При этом существенная (если не большая) часть таких вагонов относится к "бюджетному" плацкартному типу, где никаких купе нет и в помине. В этом случае пришлось бы уже маркировать буковками "М" и "Ж" не трех-четырехспальные закутки, а целые вагоны, что вряд ли разумно и сильно напоминало бы казарму на колесах. Так что эксперимент с раздельным проездом обречен оставаться уделом сравнительно дорогих спальных и купейных вагонов.
|