КНДР и США обменялись условиями
В Пекине после более чем 13-месячного перерыва официально открылся второй этап пятого раунда шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова с участием делегаций США, Китая, КНДР, России, Южной Кореи и Японии.
Нынешний раунд переговоров, по мнению экспертов, обещает быть самым сложным.
Формально пятый раунд шестисторонних переговоров стартовал в ноябре 2005 года. Начинался он на позитивной волне: 19 сентября, по итогам четвертого раунда, было принято итоговое заявление, в котором были определены принципы решения северокорейской ядерной проблемы. И хотя этот документ этот являлся не более, чем декларацией о намерениях, сам факт его подписания после почти года отсутствия каких-либо подвижек был воспринят наблюдателями как хороший знак. Были зафиксированы обязательства сторон - для КНДР это отказ от ядерного оружия и существующих ядерных программ, возвращение в ДНЯО и гарантии МАГАТЭ; для США - отсутствие намерения нападать на Северную Корею с применением ядерного или любого другого оружия. Вопрос о признании права северокорейцев на мирное использование ядерной энергии был, наконец, снят - все стороны, включая США, признали это право.
"Застопорили дело", как выразился глава российского МИД Сергей Лавров, односторонние санкции США против зарубежных счетов КНДР. Счета КНДР на сумму $24 миллиона в банке BDA (Banko Delta Asia) в Макао были заморожены по требованию США в конце 2005 года под предлогом борьбы с "отмыванием" денег и распространением фальшивых долларов. В итоге в ноябре прошлого года переговорный процесс был прерван. Пхеньян отказывался вести переговоры в условиях финансовой блокады, а США отказывались эту блокаду снимать.
На возобновившихся в Пекине переговорах, как ожидается, стороны вернутся к обсуждению того, как выполнить зафиксированные заявлением 19 сентября принципы. Однако расстановка сил с тех пор, как переговоры были прерваны, заметно изменилась. Летом Северная Корея провела испытания баллистических ракет, а в октябре объявила об успешном проведении ядерного испытания. За этим последовало принятие санкций СБ ООН, запретивших поставки в Северную Корею продукции и технологий, которые могут быть использованы в военных целях. И хотя "ядерной державой" Пхеньян признавать никто не собирается (это было бы прямым нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия 1967 года), Северная Корея резко ужесточила свою позицию на переговорах.
Как сообщается, теперь Северная Корея готова обсуждать свертывание своей ядерной программы, только если США в законодательном порядке откажутся от враждебной политики в отношении КНДР и создадут условия для отмены санкций против Пхеньяна. Кроме того, КНДР настаивает на строительстве в стране легководных реакторов, которое было заморожено в 2002 году, и поставках топлива для обычных электростанций. Иными словами, Пхеньян хочет возродить договоренности от 1994 года, которые при бывшем президенте США Билле Клинтоне вселяли надежду на успешное решение ядерной проблемы КНДР, рухнувшую с приходом Джорджа Буша. В противном случае, как передает агентство Ассошиэйтед Пресс, КНДР угрожает усилить свои средства ядерного устрашения.
Категоричная позиция Пхеньяна не находит понимания в рядах американского руководства. "Запас нашего терпения, возможно, уже превысил все международные запросы к терпению. Мы должны быть менее терпеливы и начать работать быстрее", - заявил в понедельник в Пекине помощник госсекретаря США Кристофер Хилл. Американская сторона утверждает, что она готова к нормализации отношений с Северной Кореей, но только в случае свертывания ее ядерного оружия. Говоря о принятых в отношении КНДР резолюциях СБ ООН номер 1695 и 1718, Хилл отметил, что они будут действовать до тех пор, пока КНДР не откажется от ядерной программы. В частности, Вашингтон настаивает на остановке реактора мощностью пять мегаватт в Йонбене к северу от Пхеньяна, ликвидации ядерного полигона в Пхунгери (северокорейская провинция Хамген-Пукто), допуске на ядерные объекты КНДР инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и раскрытия всей ядерной программы и оборудования в этой области.
Иными словами, основное разногласие между КНДР и США (кстати, формально с 1953 года находящихся в состоянии войны) кроется в том, кто первый должен идти на уступки. И шансов на то, что с обеих сторон эти подвижки будут, крайне малы. "Джорджу Бушу в свете приближающихся президентских выборов, невыгодно оказывать северокорейцам какие-то преференции. Уступки Корее означали бы фиаско внешней политики Буша", - считает эксперт Центра политической конъюнктуры Евгения Войко. Северная Корея, продемонстрировав, что никакие санкции не могут повлиять на развитие ее ядерной программы, также вряд ли пойдет на уступки, говорят специалисты.
19 ноября Кристофер Хилл в беседе с журналистами признал, что пока не видит никакого прогресса на переговорах. Ранее глава японской делегации Кэнъитиро Сасаэ заявил о том, что КНДР выдвигает "неприемлемые" для остальных участников переговоров условия. А заместитель министра иностранных дел Японии Сетаро Яти заявил, что прогресс в переговорах по ядерному разоружению КНДР пока маловероятен.
Впрочем, некоторые позитивные сигналы все же есть. Так, делегация Северной Кореи выразила готовность принять у себя инспекции МАГАТЭ - правда, не на постоянной основе. Кроме того, во вторник состоялась встреча представителей КНДР и США по вопросам о финансовых санкциях против Пхеньяна. И хотя о результатах переговоров главы центрального Банка КНДР и помощника заместителя министра финансов США не сообщалось, факт встречи сам по себе положителен.
|