Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
МАВРИНА ЮлияМАВРИНА Юлия
КРАВЧЕНКО Леонид Петрович
Звезды без грима - страшные фотоЗвезды без грима - страшные фото
БРЕЖНЕВА Галина ЛеонидовнаБРЕЖНЕВА Галина Леонидовна
СОЯ Елена ИгоревнаСОЯ Елена Игоревна
МАЛЛИГАН Кэри (Carey Mulligan)МАЛЛИГАН Кэри (Carey Mulligan)
Рахмонов Эмомали ШариповичРахмонов Эмомали Шарипович
БЕКИНСЕЙЛ Кейт (Kate Beckinsale)БЕКИНСЕЙЛ Кейт (Kate Beckinsale)
МИХАЛКОВА АннаМИХАЛКОВА Анна
ВОЗНЕСЕНСКАЯ АнастасияВОЗНЕСЕНСКАЯ Анастасия
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Польша для России больше не "окно в Европу", а "закрытые двери"


В России каждый квадратный метр - это Катынь, при этом, не для поляков, а для россиян

Михаил Швыдкой: `Польша не может переместиться к границам Бразилии, а Россия - к Австралии. Мы обречены жить по соседству`

В этом году наши страны обменяются культурными ударами: 17 сентября, в годовщину вступления советских войск на территорию Польши, состоится премьера фильма Анджея Вайды о Катыни, а 4 ноября - в годовщину изгнания польского гарнизона из Кремля и по случаю недавно установленного Дня народного единства - в Москве на экраны выйдет фильм `1612`.

Михаил Швыдкой: - Я против того, чтобы говорить об обмене ударами в области культуры. Нет ничего удивительного в том, что люди искусства занимаются также очень болезненными вопросами польско-российских отношений. Такие сложные вопросы они воспринимают как вызов. Я знаю, что в Польше многие режиссеры и писатели стремились раскрыть тему Катыни. Я читал первую редакцию сценария фильма Анджея Вайды. Он также отражал процесс поиска понимания того, чем является Катынь для Польши, а чем - для России. С другой стороны, фильм `1612` - это продолжение польской темы в российской истории, которая родилась не вчера, а имеет долгую традицию - назову хотя бы оперы `Иван Сусанин` или `Борис Годунов`. В то же время, хочу сказать, что история гораздо сложнее всяких схем. В России каждый квадратный метр - это Катынь, при этом, не для поляков, а для россиян. Из Кремля изгоняли не только поляков, но и русских бояр, которые предали идею России. Тема предательства для периода Смуты не менее важна, чем походы польских войск. Кстати, как русские и украинские отряды воевали на стороне польских воевод, так и польские и литовские отряды сражались на стороне, защищавшей свободу России. Все это гораздо сложнее, чем нам порой кажется. Но повторю: мы не должны говорить об обмене ударами. То, что данные темы поднимаются - если они будут раскрыты надлежащим образом - не может причинить вреда ни польскому, ни российскому народу. Тем более, если за них берутся великие творцы, невосприимчивые к политической пропаганде.


Пример острой полемики между Адамом Мицкевичем и Александром Пушкиным показывает, что выглядеть это может по-разному. Анджей Вайда с конца 1950-х годов был культовой фигурой для российской интеллигенции. Его фильмы просто надо было знать. Не изменится ли отношение к Вайде после того, как появится фильм о Катыни, которому наверняка будет сопутствовать новая волна эмоций?

Михаил Швыдкой: - Вайда остается Вайдой. Поначалу его `Пепел и алмаз` сочли в СССР антисоветским фильмом. Однако Вайда - художник слишком большого формата, чтобы выступать против другого народа. Против режима - да. В том числе, против режима, который обрек на смерть польских офицеров. Этот режим был проклят не только в Польше, но и в России. Разумеется, никто не может отказаться от своего прошлого, но сегодняшняя Россия - не то же, что Советский Союз. Это нужно понимать. И вторая вещь, которую нужно понимать: Россия от советского строя и большевизма пострадала не меньше, чем какая-либо другая страна. По моему мнению, русский народ - и в абсолютном выражении и по проценту жертв относительно численности населения - пострадал от большевизма больше, чем любой другой. В XX веке русский народ был такой же жертвой, как польский или украинский.

Часто ли Вы встречались в Польше - в том числе, среди представителей политического класса - с отождествлением сегодняшней России и СССР?

Михаил Швыдкой: - Те люди, с которыми я разговаривал в Польше, отличают советский красный цвет от бело-сине-красного флага России. Тем не менее, я считаю, что в польском обществе имеется тенденция к восприятию России и как царской империи, угнетавшей Польшу в девятнадцатом веке, и как Советского Союза, угнетавшего Польшу в веке двадцатом. Между тем, мы стали другим государством. Также стоит напомнить о том, что в XX веке у нас был очень плохой выбор - между красным и коричневым. Бертольт Брехт писал, что, выбирая между красным и коричневым, он, несмотря ни на что, предпочел красный. В этом контексте мне нравится фраза Ежи Помяновского о том, что СССР не освободил Польшу, но спас ее. Но повторю еще раз: несмотря на территориальную и историческую преемственность, Россия - другое государство. Конечно, мы еще сами не определили до конца свою идентичность. Нам это сделать труднее, чем Польше - ведь мы многонациональное, многокультурное государство.

Если, как Вы говорите, Россия - не то же государство, что СССР, то политических проблем с распространением фильма Вайды о Катыни на ее территории не будет?

Михаил Швыдкой: - Подождем фильма. Я уверен в том, что у Вайды огромный эстетический такт, и он не решится на какие-то жуткие сцены с политическим подтекстом. Что касается политической ситуации, то стоит напомнить о вкладе России в выяснение обстоятельств катынской трагедии и об открытии кладбищ в Катыни и Медном. Будут ли фильм Вайды показывать в кинотеатрах - это зависит от дистрибьюторов. Но, независимо от этого, фильм Вайды будет естественно и неизбежно показан в России. Если не в кинотеатрах, то по телевидению. Вайда останется Вайдой. Ясное дело, будут люди, которые воспримут этот фильм в штыки. Ведь в нашем обществе есть люди, считающие себя наследниками НКВД. Но это их проблема.

Я спрашиваю о Вайде, потому что в Польше уже несколько лет модно понятие исторической политики. Да и в России, в рамках поиска собственной идентичности, о котором Вы говорили, все чаще происходит обращение к истории. В том числе, в отношениях с Польшей. Это подтверждает, например, статья заместителя председателя комитета Думы по международным делам Натальи Нарочницкой, опубликованная в предпоследнем номере приложения Przeglad Europejski. Не опасаетесь ли Вы, что польская историческая политика может столкнуться с российской, что приведет к новым конфликтам?

Михаил Швыдкой: - К счастью, в России нет историка, который был бы официальным историком современного российского государства. Историка, имеющего монополию на интерпретацию прошлого. В нашей стране каждый гражданин - Институт национальной памяти. Поэтому подобное учреждение лишне. В России можно интерпретировать историю по-разному. Различия видны даже в школьных учебниках разных авторов. Это тоже создает проблемы. Бывает, невооруженным глазом видно, как политические взгляды автора влияют на оценку прошлого. Можно представить себе, как историю гражданской войны в России описывает монархист. С другой стороны, у этого есть определенная ценность. Сегодня у нас мешанина, но в ней есть место и для `белых` и для `красных` и для `серых`. На Донском кладбище в Москве, где похоронены, в частности, генералы Красной Армии, рядом находятся могилы генерала Антона Деникина и его сурового критика философа Ивана Ильина. Это своего рода иллюстрация ситуации - ни один историк в России не может сказать: `Только я имею право интерпретировать историю, я обладаю монополией на историю. Не знаю, какова ситуация в Польше. Не знаю, свидетельствует ли создание Института национальной памяти о появлении официальной государственной точки зрения на события прошлого. В России нет такой официальной точки зрения. История не национализирована. Приведу пример: по случаю 60-й годовщины победы над фашизмом появились три телесериала. Первый создали сторонники мнения, согласно которому Сталин спас Европу от фашизма. Второй рассказывал о том, что советские маршалы и генералы вопреки Сталину спасли Европу от фашизма. Наконец, третий был посвящен советскому народу, который, несмотря на колоссальные страдания и жертвы, проявив огромное самопожертвование и героизм, победил фашизм. Это отражение разных точек зрения на Вторую мировую войну. Такое положение вещей я считаю естественным, потому что общество неоднородно, в нем присутствуют разные взгляды, которые представляют и историки. Поэтому, отвечая на вопрос, скажу, что вряд ли произойдет международный конфликт на исторической почве. Я выступаю за сближение, в том числе, и в области истории. У нас есть позитивный опыт сотрудничества с Украиной. Достаточно вспомнить о Мазепе или Хмельницком, чтобы почувствовать разницу в подходе к одним и тем же фигурам и историческим событиям. Несмотря на это, мы можем найти консенсус относительно того, как показывать историю в учебниках, чтобы дети не сходили с ума, сравнивая то, чему учат их и чему - их ровесников в соседнем государстве.

Думаю, что такая работа должна также охватить Россию и Польшу. Независимо от того, нравится нам это или нет, с конца XVI века у нас общая история. Мы должны искать общий подход к ней и пытаться поместить ее в какие-то общие рамки.

О том, что история может превращаться в пункт противостояния, свидетельствуют события вокруг памятника советским солдатам в Таллине. . .

Михаил Швыдкой: - Надеюсь, что подобный инцидент не возникнет в отношениях с Польшей. Во-первых, Польша и Россия подписали соглашения об охране кладбищ и мест памяти. По нашей оценке, обе стороны соблюдают содержащиеся в них положения. Если в Польше будет принят закон о декоммунизации, то в каждом отдельном случае он будет осуществляться по-своему. Эстонский сценарий был оскорбителен по своей форме. В конце концов, перенос памятника с главной площади на кладбище - это проблема, которую можно обсуждать. Но превращение переноса памятника в политическую акцию было неумным и оскорбительным. Хочу подчеркнуть, что советские солдаты, вступавшие на польскую землю в 1944 и 1945 гг., сражавшиеся с фашистами, не отвечают за политические планы Сталина.

Был период, когда Польша играла огромную роль в культурной жизни Советского Союза. Ее называли окном в Европу. Сегодня в России звучит мнение о том, что Польша для России - не окно, а закрытые двери. Читая очередные сообщения о планах России обойти Польшу трубами и железными дорогами, я прихожу к выводу, что такое мнение есть и в Кремле.

Михаил Швыдкой: - Ваш вопрос содержит в себе намек на то, что Польша является каким-то особым партнером России. В соответствии с критериями, действовавшими до 1989 г., Польша была особым партнером Советского Союза. После распада СССР стало иначе. Мои дети гораздо чаще бывают в Нью-Йорке, Париже, Берлине, чем в Варшаве. Сегодня россиянам не нужно никакого окна в мира. Когда-то, когда мы были в одном лагере, а Польша в этом лагере была самым веселым бараком, мы действительно приезжали сюда смотреть фильмы, покупать книги. Но мир изменился. России не нужны посредники. Если речь идет об экономических вопросах, газопроводах, то - и это я хочу подчеркнуть - мы строим отношения с другими государствами, исходя исключительно из прагматических предпосылок. Здесь нет места сантиментам. Россия от них отказалась. В культуре иначе. Эта область - какой-то атавизм. В ней прагматизм применяется не так широко, как в экономике или политике. Возьмем проблему распространения фильмов. Как и в Польше, в наших кинотеатрах доминируют американские фильмы. Я, со своей стороны, стараюсь сделать так, чтобы в них было место и для отечественных и европейских фильмов. В европейском сегменте есть место и для польских фильмов - не потому, что они польские, а именно потому, что европейские. Более того, стыдно не знать культурных достижений такой большой страны, как Польша. Так же стыдно должно быть в Польше не знать российскую культуру. Каждый человек, считающий себя интеллигентным, должен быть знаком с культурным наследием соседа. Мы не можем изменить свое географическое положение. Польша не может переместиться к границам Бразилии, а Россия - к Австралии. Мы обречены жить по соседству. Только хорошо бы сохранить хотя бы нормальные межчеловеческие отношения и не плевать друг другу в суп.

Другие знаменитости

Знаменитости: архив новостей
01.04.2006
Другие новости:
Польша для России больше не `окно в Европу`, а `закрытые двери` -  Знаменитости Польша для России больше не `окно в Европу`, а `закрытые двери` шоу бизнес последние эротические фотографии  эротика лучшие
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь