Сегодня в Большом театре закрывается 231-й сезон
Завершается он спектаклем не из текущего репертуара, а премьерой; балетная труппа дает "Класс-концерт" в хореографии Асафа Мессерера
Завершается он спектаклем не из текущего репертуара, а премьерой. Балетная труппа дает "Класс-концерт" в хореографии Асафа Мессерера. На этот раз, после долгого перерыва, балет на сцене Большого поставил племянник выдающегося мастера - Михаил Мессерер.
Зрители особенно ценят этот спектакль за то, что обычно в нем, хоть ненадолго, появляются все звезды труппы. В каждый профессии есть то, что называется "кухней", черновой работой, тренингом - сфера, куда не принято допускать посторонних. Но оказывается, что и рутину профессиональных будней можно сделать праздником. Именно такую задачу с блеском решил в 1960 гений хореографической педагогики Асаф Мессерер.
Алексей Ратманский, художественный руководитель балета Большого театра: "Вообще часть жизни балетного артиста скрыта от публики. Тем не менее, каждый день начинается для артистов с 10-летнего и до пенсии с балетного урока. И выдающиеся хореографы обращались к этому жанру".
Подчеркнутый минимализм сценического оформления лишь оттеняет мастерство танцовщиков, демонстрирующих своего рода обязательные элементы, без освоения которых артиста балет никогда не состоится.
Светлана Захарова, солистка балета Большого театра: "Для зрителя это очень интересно, потому что многие поклонники и вообще любители балета очень интересуются самим процессом работы. Как это происходит в зале, как мы готовимся к репетициям, к спектаклям. Вот это показатель того, как мы готовимся. Ну примерно похоже".
В "Класс-концерте" прима Большого Светлана Захарова танцует в синем. Это цвет отдан подлинным звездам. Несмотря на подчеркнутую простоту костюмов, в них есть секреты. Например, сложнейший крой юбок, разлетающихся в танце особенно эффектно. И цветовое решение, и дизайн костюмов принадлежат модному кутюрье Игорю Чапурину.
Игорь Чапурин, художник-постановщик балета "Класс-концерт": "Для нас первым цветом, появляющимся в этом балете, является белый. Это цвет чистоты, цвет детства. Затем появляется зеленый. Это цвет созревания. А потом синий. Убедительный цвет. Цвет стабильный, цвет брутальный".
Постановщик Михаил Мессерер когда-то танцевал в "Класс-концерте" своего дяди Асафа Мессерера. С тех пор он уже сам поставил несколько версий балет на самых известных мировых сценах. Приглашение возобновить спектакль на сцене Большого Мессерер получил несколько лет назад. И вот теперь - московская премьера.
Михаил Мессерер, балетмейстер-постановщик балета "Класс-концерт": "Я сделал ряд версий на Западе. Они очень близки к тому, что вы увидите сейчас. Но я ставил их в чуть-чуть укороченном варианте, поскольку не было таких блестящих танцовщиков, каких мы имеем сейчас".
На оркестровом прогоне 18-летний Иван Васильев, новая звезда Большого, после нескольких удачных прыжков, видимо, получил травму. Поэтому, прихрамывая, только обозначал движения. В "Класс-концерте" он один из тех, кто демонстрирует лучшие образцы мужского танца.
Иван Васильев, солист балета Большого театра: "Мужчины как раз показывают здесь большие прыжки. Трюки, диагонали".
Впрочем, апофеоз заставляет забыть о предшествующих шероховатостях. Тяжкий ежедневный труд у станка оборачивается бравурным парадным финалом. "Кухня" профессии оказалась необычайно привлекательной.
|