Гаишники примут штрафы в интернете
С повышением стоимости штрафов в ГАИ задумались о новых способах оплаты нарушений. Квитанции рекомендуется заполнять на интернет-сайте ГАИ, оплачивать штрафы через электронный терминал, а квитанцию об оплате не нужно везти в отделение.
Об этом пишет Газета.Ru.
В июле 2008 года в России вступает в силу завершающий этап ужесточения наказаний за нарушения правил дорожного движения (ПДД), после двух предыдущих поправок стоимость многих нарушений выросла в разы. При этом число неплательщиков штрафов, по данным ГАИ, превысило цифру 28 млн. В связи с этим у ГАИ появилась весомая мотивация ускорить и упростить процедуру поступления денег от провинившихся водителей на свои счета.
Так, на сайте ГАИ Подмосковья появился "конструктор" заполнения квитанции для оплаты штрафа. "В специальном поле вы вводите свое имя, фамилию и сумму штрафа и название района Подмосковья, в котором вы были оштрафованы, - рассказывает начальник пресс-службы ГИБДД Подмосковья Светлана Ландо. - Затем программа формирует готовую квитанцию с реквизитами, вы ее распечатываете, и не надо ничего заполнять, только расписаться и оплатить в сберкассе".
Стоит отметить, что в ГАИ Подмосковья не первыми додумались до подобного новшества. "У нас уже 4 года работает "on-line квитанция", - рассказывает администратор сайта ГИБДД Северного административного округа Москвы Сергей Букуев. В милиции отмечают, что размещенная в интернете электронная квитанция чрезвычайно популярна и востребована, но доступна только для штрафников САО. "Я знаю, что некоторые автомобилисты даже как-то копируют квитанцию и изменяют в ней реквизиты для других отделений", - пояснил Букуев.
Одновременно с этим в Москве постепенно внедряется новая услуга - платежи ГИБДД через мобильные терминалы. Теперь оплатить правонарушение можно, не только отстояв мучительную очередь в сберкассе, но и как перевести деньги на мобильный телефон или интернет-счет - через специальный терминал. Банки устанавливают такие аппараты в своих отделениях и отделениях МРЭО и ГАИ. Новая система использует уже существующую схему денежных переводов "Лидер". Специальные электронные устройства наподобие банкоматов принимают деньги за административные штрафы, а также плату за регистрацию автомобилей, выдачу прав и ежегодное ТО. Система "Платежи ГИБДД on-line" подключена к милицейской базе штрафников.
Таким образом, информация об оплате штрафов поступает мгновенно в ГАИ, и после внесения денег задолженность водителя перед государством ликвидируется.
"Идея этого проекта возникла у московских бизнесменов, которые предложили свое сотрудничество Госавтоинспекции Москвы. Сейчас "штрафные терминалы" установлены практически в каждом отделении ГАИ", - рассказывает представитель правления кредитной системы денежных переводов "Лидер" Ольга Галыгина. По ее словам, за переводы взимается фиксированная плата, зависящая от размера платежа. "К примеру, с суммы от 10 до 499 рублей взимается 10 рублей", - рассказывает принцип работы системы Галыгина. Специалист отмечает, что сейчас подключение к системе "Платежи ГИБДД on-line" предоставляются в пользование и другим банкам, которые устанавливают свои наценки за переводы. За свои услуги банки берут до 5% от суммы штрафа.
"Мы тщательно следим за использованием нашей системы и не позволяем банкам шагнуть за 5-процентный порог", - отмечает Галыгина. В то же время источник в столичных правоохранительных органах заметил, что в последнее время в ГАИ рассматривается вопрос о прекращении этого проекта. "Начальство недовольно тем, что помимо штрафов водителям приходится платить и банкам", - поясняет источник. В "Лидере" эту информацию не подтвердили и напротив уверены, что программа успешна и сотрудничество с ГАИ продолжится. "Сборы штрафов повышаются, и мы сейчас устанавливаем дополнительные терминалы", - заключила Галыгина.
Однако, несмотря на успешность столичного эксперимента, в ГИБДД России сказали, что пока не планируют вводить штрафные терминалы по всей России.
"Время покажет, нужны ли эти терминалы в регионах", - говорит замначальника ГАИ России Владимир Кузин. В таком мегаполисе, как Москва, по мнению Кузина, введение терминалов экономически оправдано. "А в маленьких городках вполне справляются и сберкассы, но в каждом случае нужно смотреть отдельно", - замечает милиционер.
Кузин также отметил, что с 1 января 2008 года, в соответствии с поправками в КоАП (внесенными федеральным законом N210-ФЗ от 24.07.2007 г.), граждане вправе не предоставлять квитанции об оплате административных штрафов в ГАИ. В то же время он рекомендует сохранять оплаченные квитанции при себе. "Из-за несвоевременности обновления базы оплаченных штрафов информация может не прийти, а дело направят судебным приставам, а так сразу будут доказательства", - поясняет Кузин. Он также заметил, что ошибочно советовать людям посылать квитанции об оплате штрафа в ГАИ.
Несмотря на это, в некоторых московских и подмосковных отделениях ГАИ продолжают требовать от автомобилистов привозить квитанцию.
В разговоре о работе ГАИ по упрощению процедуры оплаты штрафа правозащитники называют усилия Госавтоинспекции недостаточными. "Это все какие-то полумеры, и одними только терминалами всей проблемы не решить, - считает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - По нашим данным, около 40% водителей хотели бы оплачивать штрафы, но у них нет такой возможности". Травин отмечает, что действующая система оплаты создает трудности для водителей и временные проволочки. По его мнению, у желающих оплатить штрафы должно быть больше способов это сделать. "С помощью списания со счета телефона по SMS, с зарплаты в бухгалтерии, на сдачу при покупке продуктов в магазине, при оплате мобильной связи, - предлагает Травин. - Как угодно, чем больше способов, тем лучше". В то же время он считает ошибочной отмену оплаты штрафа на месте у инспектора. "Мера задумывалась как антикоррупционная, однако мы видим, что она не работает", - говорит собеседник. Правозащитник уверен, что введение этого инструмента также может упростить расчеты водителей с ГАИ.
|