"Роснефть" получит контроль над татарской нефтью
Республику Татарстан лишают призрака независимости через экономические поглощения.
Этот знаковое для внутренней политики России событие осталось практически незамеченным на фоне вступления в должность нового президента РФ Дмитрия Медведева. Межу тем, как сообщили ведущие СМИ, в ближайшее время Татарстан может лишиться главного регионального налогоплательщика: активы компании "Татнефть" могут быть переданы в федеральную собственность. Поглощение "Татнефти" может пройти через ее интеграцию с компанией "Роснефть". Почта и авиастроение республики уже переходят в собственность Москвы. "Татнефть" переходит под госконтроль с помощью арбитражных судов, без всякого выкупа по рыночной цене, как было с покупкой государством "Сибнефти" у Романа Абрамовича.
О том, что новый президент России будет строить отношения с Татарстаном по-другому, стало ясно после апрельского визита Минтермера Шаймиева в Москву. Сразу после возвращения из Москвы, Шаймиев предложил Государственному советнику при президенте Республики Татарстан по политическим вопросам Рафаэлю Хакимову написать заявление "по собственному желанию".
На самом деле у г-на Хакимова не только не было никакого желания уходить в отставку именно сейчас - судя по всему, он вообще не предполагал такого развития событий. Мало кто сомневался, что Рафаэль Хакимов, как и другие члены "команды Шаймиева", покинет казанский Кремль вместе с президентом после истечения очередного срока его полномочий в 2010 году.
Жизнь распорядилась иначе. Г-н Хакимов не стал комментировать причины своей отставки, заметив лишь, что "не я ушел - меня ушли", но хорошо информированные источники в казанском Кремле прямо связывают ее с указаниями, полученными Шаймиевым в ходе посещения российской столицы. Не менее информированные московские источники утверждают, что это требование исходило от ФСБ. Учитывая, что Минтимер Шаймиев встречался с Виктором Ивановым , версия вполне правдоподобна.
Представители федерального центра неоднократно требовали от президента Шаймиева избавиться от своего советника, который занимал этот пост с 1991 года. Однако глава республики не сдавал Рафаэля Хакимова. Нынешнее решение президента, по всей видимости, свидетельствует о приближении иных серьезных кадровых изменений в высшем руководстве Татарстана.
Хакимов был одним из немногих, а может даже и единственным человеком в РТ, кто даже не с полслова, а с двух-трех букв мог понять, что хочет сказать Шаймиев, изложить эту мысль на бумаге и вложить ее в уста президента. Однако бывший советник президента Татарстана известен вовсе не только как спичрайтер президента. Круг обязанностей Рафаэля Хакимова, во многом определенный им самим, был значительно шире. В соответствии с названием должности, он отвечал на всю внутреннюю политику РТ. Во многом именно он "сделал" современный Татарстан, придумав и обосновав абсолютно все, чем на протяжении последних пятнадцати лет известна Казань на федеральном уровне.
Г-н Хакимов - один из авторов и последовательный лоббист обоих Договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и РТ (этот проект, как известно, удалось реализовать). Он же - категорический противник перехода "Татнефти" под "Роснефть", чего со все большей настойчивостью добивается Москва. Лидер национального движения в перестроечные годы, после вхождения во власть он вызывал постоянное раздражение Москвы как идеолог татарстанского суверенитета в рамках Российской Федерации и организатор 1000-летнего юбилея Казани, с помпой отмеченного в 2005 году.
В 2007 году подписание новой редакции Договора о разграничении полномочий между Татарстаном и РФ политологи посчитали результатом компромисса президента Татарстана Минтимера Шаймиева с федеральным Центром, за который республике придется чем-то пожертвовать. Сразу после утверждения договора многие эксперты сходились во мнении, что вслед за выборами и инаугурацией нового президента России в республике вероятны большие перемены. События минувшего месяца подтверждают мнение аналитиков: в ближайшее время ожидается решение вопроса о передаче унитарного предприятия "Татарстан почтасы" ("Почта Татарстана") в собственность ФГУП "Почта России". В федеральную собственность должен перейти и гигант авиастроения ФГУП "Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) им. Горбунова". "Татнефть" - на очереди.
Все успехи республики за последние 18 лет так или иначе связаны с деятельностью компании, которая по объему подтвержденных запасов нефти занимает 21-е место в мире и при существующих темпах разработки месторождений обеспечена нефтяными запасами более чем на 30 лет. В 2007 году "Татнефть" достигла максимального за последние 14 лет объема добычи нефти, извлекла почти 26 млн. тонн, что на 1,3% выше уровня 2006 года. Введено в эксплуатацию 349 новых скважин. Выручка от реализации продукции составила 197,5 млрд. рублей, на 13,4% выше уровня прошлого года. Капитализация "Татнефти" превысила 13 млрд. долларов.
Сегодня основным акционером "Татнефти" является правительство Татарстана, которое через госхолдинг "Связьинвестнефтехим" держит "золотую акцию" и 36% акций в ее акционерном капитале. Специалисты спорят о целесообразности передачи "Татнефти" федеральному центру. Основной нефтедобытчик добывает за год 32 млн. тонн нефти, однако большинство крупных месторождений уже дорабатывают свой ресурс (добыча нефти в Татарстане интенсивно развивается с середины прошлого века).
Эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Ирек Муртазин считает, что "с экономической точки зрения нет смысла отбирать у Татарстана компанию "Татнефть": себестоимость добычи высока, а сама нефть - "тяжелая", высокосернистая - ее трудно перерабатывать. Но с политической точки зрения смысл есть. Если Москва даст команду "фас", Казань сама все отдаст".
Казанский политолог Рашит Ахметов считает, что за утверждение договора Татарстану придется заплатить: "Будет происходить постепенная "добровольная" передача компании "Татнефть" в структуру "Роснефти" - другого приличного куска собственности в республике не просматривается".
Кремль поставил под жёсткий контроль финансовые вливания в региональные бюджеты, местные налоги тоже стекаются в центр. Новый закон о недропользовании предусматривает полную национализацию природных запасов, и не оставляет регионам возможности контролировать недра, как прежде.
|