Торговлю подкорректирует государство
Российских торговцев научат продавать по-новому. Депутатами Госдумы будет рассмотрен законопроект о торговле. В ближайшее время для десятка тысяч ритейлеров могут быть введены единые правила реализации продукции и нормы взаимодействия с поставщиками.
Основной целью внесенного законопроекта о торговле является установление правил взаимоотношений в цепочке от производителя товара до потребителя и касаются, прежде всего, рынка продуктов питания. Активизация государства в регулировании торговой сферы, очевидно, связана с высокими наценками, устанавливаемыми торговыми сетями, которые нередко достигают 50-100% и закладываются в стоимость товара.
Для работы с поставщиками предусмотрены конкретные сроки оплаты поставленной продукции (10 дней с момента приемки товаров для продуктов со сроком годности менее десяти дней, а также для замороженного мяса, 30 дней - для продуктов со сроком годности до тридцати дней, 45 - для остальных, кроме алкоголя, табака жевательной резинки и консервов, для которых предлагается установить 75 дней), при этом нет разделения товаров на отечественные и импортные. Также запрещается включение в цену договора любых видов бонусов (в том числе платы за вхождение в сеть), кроме премии торговым сетям за объем реализованной продукции.
Основной удар по торговому предпринимательству может нанести пункт закона о запрещении расширения бизнеса продуктовым сетям, если их годовой оборот превышает 1 млрд руб., а доля в городских округах, муниципальных районах, составляет более 25%. Тем самым может быть поставлен заслон монополизации рынка. С другой стороны многие эксперты считают, что данное положение не будет принято в окончательной версии закона. Факт ограничений является очень негативным и демонстрирует агрессивную позицию правительства, вмешивающегося в дела отрасли.
По словам руководителя комитета по вопросам торговли Общественной организации "ОПОРА России" Максима Каширина, закон о торговле не отвечает всем задачам снижения цен. "В данном проекте очень малое антимонопольное регулирование, слабо указаны негативные практики. Сейчас в ритейле чудовищные наценки, хотя они и маскируются. Еще предстоит большая работа по анализу их деятельности, потом что правительство сегодня не вникает глубоко именно в бизнес сетей".
Аналитики ожидают, что закон может повлиять на ценовую политику сетей, сами продукты могут как подорожать, так и подешеветь. "Мы предполагаем, что торговые сети могут существенно снизить стоимость входного порога для большей части производителей продуктов питания, что, безусловно, негативно отразится на финансовых показателей ритейлеров, и благоприятно - на бизнесе производителей,- считает аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков.- Не исключено, что торговые сети будут активнее развивать производство собственной продукции и представлять ее на своих прилавках для повышения эффективности бизнеса".
Артем Краснов
|