Россиянин впервые стал чемпионом Европы по спидвею
Ренат Гафуров первым из россиян за последние 18 лет после развала Советского Союза выиграл чемпионат Европы по спидвею в Тольятти. В дополнительном заезде он обошёл украинца Андрея Карпова.
Двукратный чемпион Европы - словенец Матей Жагар не попал в финал из-за технических проблем с мотоциклом. Всего на старт вышли 16 гонщиков из восьми стран. Потрясающе организованный и такой же по накалу борьбы финал личного чемпионата Европы в Тольятти прошел с полным аншлагом. До отказа заполненный пятнадцатитысячный стадион рукоплескал россиянину Ренату Гафурову, который не оставил шансов своим соперникам.
После двадцати основных заездов три гонщика набрали по 13 очков, и судьба чемпионского титула решалась в дополнительном заезде. Стартовав с красной дорожки, Ренат Гафуров сразу же захватил лидерство, и отбив все атаки по праву завоевал звание чемпиона Европы. Украинец Андрей Карпов, удививший всех своей нацеленностью на борьбу в каждом заезде, стал серебряным призером, а бронза досталась чеху Алексею Дримлу. Интересно, что дополнительный заезд почти полностью повторил второй заезд гонки - единственный заезд, в котором Ренат Гафуров финишировал не впереди своих соперников.
Вообще, "домашний" финал личного чемпионата Европы складывался для наших гонщиков не совсем удачно. Денис Гизатуллин, выиграв первый заезд, в пятом ничего не смог противопоставить Алексею Дримлу и поляку Ронни Ямрожи. Более того, и в следующих заездах он никак не мог "поймать" старт. Однако в золотой чемпионской медали Рената Гафурова есть и частичка труда Дениса Гизатуллина. Ведь именно он в 17-м заезде смог отобрать очко у Андрея Карпова, что позволило россиянину, после победы в 19-м заезде, сравняться с недавним единоличным лидером по сумме набранных очков. Неплохо начал и Сергей Даркин, выигравший третий заезд и финишировавший вторым в шестом, что позволило ему после двух серий заездов находиться в квартете сильнейших, однако падение на последнем круге 12-го заезда и технические неполадки в 15-м, отбросили тольяттинца на 10 место. Не блистали в Тольятти и Семен Власов, и Даниил Иванов, занявшие в итоге восьмое и девятое места.
Для любителей спорта и болельщиков не слишком разбирающихся в мотоциклетном спорте необходимо пояснить, что собственно такое - спидвей (гонки по гаревой дорожке). Это гонки на специально подготовленных мотоциклах по замкнутому треку в форме эллипса со специальным покрытием. Раньше материалом покрытия служили продукты металлургической промышленности, которые назывались "шлак" или "гарь". Отсюда и название дисциплины. Сейчас применяются современные и более совершенные материалы - гранитная, мраморная или доломитная крошка. Иногда возможны сочетания этих материалов. Популярен в России и зимний вариант спидвея - гонки по ледяному овалу.
В каждом заезде, как правило, стартуют по четыре спортсмена. На старт лишь некоторых соревнований допускаются пять и шесть спортсменов. Например, на старт Кубка европейских чемпионов или гонки "Золотой шлем" (проводится в городе Пардубице в Чехии). Там ширина треков и виражей по безопасности позволяют принимать более четырех спортсменов.
Родина спидвея - Австралия, город Вест-Майтленд близ Сиднея. В конце 1922 года там открылась сельскохозяйственная выставка, которая не вызвала большого интереса у жителей. И тогда один из организаторов, Джон Хоскинс, предложил провести на дорожке стадиона, расположенного на территории выставки, мотоциклетные гонки. Соревнования привлекли такое количество зрителей, что на второй день гонок стадион не смог вместить всех желающих. Престиж сельскохозяйственной выставки был спасен, а новый вид мотоциклетных гонок - спидвей - с тех пор начал завоевывать популярность в Австралии, Германии, Дании, Норвегии, Польше, Англии, Финляндии, Чехословакии, Швеции и других странах.
В 1936 году был впервые проведен официальный чемпионат мира на личное первенство по спидвею. Первым чемпионом стал австралиец Лионел Ван Прааг. В нашей стране первые мотоциклетные гонки по гаревой дорожке были проведены в Москве в 1958 году. Начиная с 1959 года проводятся ежегодные личные чемпионаты страны, а с 1962 года - чемпионаты страны среди клубных команд. На международной арене советские гонщики Валерий Клементьев, Виктор Кузнецов, Риф Саитгареев и Игорь Марко становились чемпионами Европы. Айрат Файзулин и Олег Кургускин - вице-чемпионами. А мотогонщик из Советского Союза Рене Аас в 1991 году стал вице-чемпионом мира. А теперь вот россиянин Ренат Гафуров выиграл звание чемпиона Европы.
|