Главный "Оскар" получил фильм, провалившийся в прокате
Как и ожидалось, на 82-й церемонии вручения премий американской Киноакадемии многое было впервые. Так, впервые лучшим фильмом года была объявлена картина, провалившаяся в национальном прокате. Впервые за золотой статуэткой поднялись на сцену Джефф Бриджес и Сандра Баллок. Ну, и главное, впервые лауреатом премии в категории "Лучший режиссер" стала женщина.
Задолго до оглашения списка лауреатов премии "Оскар" за 2009 год казалось, что особых сюрпризов, кроме тех, что могут преподнести ведущие Стив Мартин и Алек Болдуин, на самой церемонии ждать не стоит.
Не было причин сомневаться в том, что награда "настигнет" немецкого актера Кристофа Вальца, сыгравшего страшного в своей обаятельности нациста в фильме Квентина Тарантино "Бесславные ублюдки". Невозможно было представить, что американские киноакадемики рискнут оставить без "Оскара" большую черную женщину Мо`ник, вдохновлявшую цветное население страны своей ролью в фильме "Тужься" режиссера Ли Дэниелса.
Как-то не укладывалось в голове, что без золотой статуэтки может покинуть церемонию обладательница "Золотой малины 2010" и самая кассовая актриса прошлого года Сандра Баллок, ранее получившая все мыслимые награды за главную роль в картине "Невидимая сторона". И уж совершенно невероятным представлялось, что Киноакадемия наберется духу и не вручит первый "Оскар" художнику, фотографу, поэту, музыканту и просто одному из лучших характерных актеров современного кино Джеффу Бриджесу, сыгравшему и спевшему в картине "Сумасшедшее сердце".
С актерскими наградами так все и произошло, и вряд ли у кого-то из кинозрителей, которым посчастливилось видеть все эти фильмы, может возникнуть подозрение в предвзятости академиков.
Сюрпризы начались, когда делить трофеи стали два главных соперника - "Аватар" Джеймса Кэмерона и "Повелитель бури" Кэтрин Бигелоу.
Женский триумф в категории "Лучший режиссер" еще был предсказуем. Естественно, кому-то могло показаться, что определению "лучшая режиссура" куда больше соответствует работа, скажем, Нила Бломкэмпа, снявшего неожиданный и свежий "Район N9", или Джейсона Рейтмана, подтвердившего свой высокий класс при помощи дорожной комедии "Мне бы в небо", или "Аватар"... ну, про это и так все все знают. Однако у академиков все же была уважительная причина присудить победу бывшей супруге Джеймса Кэмерона.
Не потому, что картина Кэтрин Бигелоу была на голову выше остальных девяти претендентов на награду, и не потому, что главное шоу киноиндустрии совпало с Международным женским днем, который отмечают в ряде стран мира. Киноакадемия, по меткому замечанию Джеймса Кэмерона, просто оказалась не в силах удержаться от соблазна впервые в своей истории вручить даме "Оскар" в сугубо мужской номинации.
Это еще можно хотя бы попытаться понять.
Победу же "Повелителя бури" в категориях "Лучший сценарий", "Лучший монтаж", "Лучший звук" и "Лучший фильм года" ничем, кроме заговора, объяснить не получается.
Каким образом сочинение сценариста Марка Боала о нелегких саперских буднях оказалось лучше "кошерного порно" Квентина Тарантино или ироничной и тонкой истории братьев Коэнов? В чем именно монтаж "Повелителя бури" превзошел монтаж фильма "Район N9"? Что за специалисты признали звуки выстрелов и взрывов более сложными, чем голоса флоры и фауны Пандоры или скрежет "Трансформеров"? И наконец, кто-нибудь может объяснить, каковы вообще критерии отбора победителей в категории "лучший фильм года"?
Предположим, что зрительский интерес к картине - это не главное, и ее провал в прокате лишь иллюстрирует неспособность большинства отличить настоящее кино от технически совершенного аттракциона. Но почему же тогда зритель все-таки оценил год назад "Миллионера из трущоб", снятого за те же самые 15 миллионов долларов, что и творение Бигелоу, и заработавшего в 25 раз больше? Предположим, у специалистов есть некая формула, соответствие параметрам которой и является залогом получения престижной кинонаграды. Но почему же тогда "Повелитель бури" не удостоился НИ ОДНОЙ премии "Золотой глобус", которая традиционно считается второй по значимости после "Оскара"? Бог с ним, с "Аватаром", но чем "Мне бы в небо" хуже шедевра Бигелоу?!
Ответы на эти вопросы знают только те, кто голосовал за ее картину.
Нам же осталось лишь засвидетельствовать свое присутствие на втором акте прошлогодней комедии с "Темным рыцарем", когда фильм, получивший наивысший зрительский рейтинг и одобрение большинства критиков, даже не попал в число претендентов на награду. Напомним, что именно этот скандал заставил новое руководство Киноакадемии впервые за последние 60 лет увеличить число номинантов на "Оскар" в категории "Лучший фильм года" с пяти до десяти. Как выяснилось теперь, особого смысла в этом не было.
Отразится ли нынешнее торжество конъюнктуры над здравым смыслом и зрительскими симпатиями на регламенте главной кинопремии мира, покажет лишь время. Что точно не стоит делать, так это жалеть Джеймса Кэмерона, ибо человек, в активе которого есть не только награды всех достоинств, но и фильмы, кассовые сборы которых сравнимы с бюджетами космических отраслей некоторых стран, в жалости явно не нуждается.
Вот за Михаэля Ханеке и его "Белую ленту" как-то обидно. Быть может, именно его поражение и стало главным сюрпризом 82-й церемонии вручения премии "Оскар".
|