Правительство одобрило 10-летний бизнес-план "АвтоВАЗа"
Правительство РФ в общих чертах одобрило бизнес-план Волжского автозавода до 2020 года. Этот документ был принят советом директоров "АвтоВАЗа" в начале марта, но на рассмотрение профильных министерств он попал лишь на прошлой неделе. Как в понедельник вечером заявил замминистра экономического развития РФ Андрей Клепач, стратегия развития завода в целом уже согласована и в ближайшее время "АвтоВАЗ" сможет получить первый транш от "Ростехнологий" на погашение собственных долгов.
В идеале...
Полный текст бизнес-плана Волжского автозавода пока не обнародован, поэтому всем интересующимся приходится довольствоваться лишь теми деталями, которые сумели раздобыть некоторые российские СМИ. В частности, газета "Коммерсант" буквально на следующий день после заседания совета директоров "АвтоВАЗа" выяснила, что к 2020 году автозавод планирует довести объемы производства до 1,2 миллиона автомобилей в год, что почти в четыре раза больше, чем в 2009 году.
Позднее стали появляться новые подробности. Например, о том, что бизнес-план состоит из трех ключевых частей: "Выживание" (деятельность предприятия с 2010 по 2013 год), "Экспансия" (2014-2017 год) и "Поддержание" (2018-2020 год). Первый, самый сложный этап потребует от предприятия рассчитаться с долгами и начать обновление собственного модельного ряда. Уже в 2011 году на конвейер должны будут встать первые новинки - бюджетные седан и хэтчбек, построенные на удешевленной платформе Lada Kalina. Эти модели придут на смену устаревшей "классике", выпуск которой планируется свернуть в 2012 году, а в перспективе заменят собой и семейство Lada Samara, которое продержится в производственной гамме "АвтоВАЗа" до 2014 года.
В том же 2011 году Волжский автозавод намеревается провести рестайлинг своего бестселлера - Lada Priora. Эта модель затем будет выпускаться до 2015 года, после чего ее сменит совершенно новый автомобиль, унифицированный с машинами альянса Renault-Nissan, владеющего блок-пакетом акций "АвтоВАЗа".
В 2012 году на заводе начнется массовый выпуск автомобилей класса "В" - на платформе В0 (Renault Logan), купленной у компании Renault, а еще через три года "АвтоВАЗ" планирует разработать собственный хэтчбек "В"-класса на смену модели Lada Kalina, запустить в производство автомобиль класса "С" и один или два новых внедорожника или кроссовера.
В итоге, как говорится в бизнес-плане, к 2020 году "АвтоВАЗ" сможет выпускать около миллиона автомобилей под собственным брендом Lada, причем 70 процентов продукции придется на линейку бюджетных моделей, на Lada Priora и новое семейство "С"-класса. Еще 200 тысяч машин в год предприятие будет собирать по заказу своих партнеров Renault и Nissan под соответствующими брендами.
Производство каких моделей французско-японский альянс разместит в Тольятти - пока не известно. По данным источников, близких к "АвтоВАЗу", в данном случае может идти речь о переносе с московского "Автофрамоса" на Волжский автозавод конвейера по выпуску Renault Logan и Sandero. В этом случае в Москве компания Renault могла бы выпускать более дорогие автомобили: например, седан Renault Fluence, который сейчас собирается в Турции и на российском рынке стоит от 559 тысяч рублей.
Nissan, в свою очередь, планирует разработать для России бюджетную модель на базе того же Renault Logan.
На реализацию бизнес-плана "АвтоВАЗа" в течение ближайших 10 лет потребуется более 183 миллиардов рублей, или примерно три миллиарда евро. Из них 127,5 миллиарда рублей - это собственные средства автозавода, 42,5 миллиарда - заемные средства, а 13,5 миллиарда рублей - инвестиции в производство, которые должен выделить альянс Renault-Nissan. И если с зарубежными акционерами все понятно - они еще в прошлом году пообещали премьер-министру РФ Владимиру Путину предоставить "АвтоВАЗу" технологии и производственное оборудование на 240 миллионов евро, а еще 60 миллионов отдать деньгами, то с финансированием основной части бизнес-плана ясности пока нет.
Дело в том, что для привлечения новых кредитов на реализацию бизнес-плана "АвтоВАЗу" необходимо рассчитаться с нынешними долгами, превышающими 38 миллиардов рублей. Часть средств - 28 миллиардов рублей - на эти цели готово предоставить правительство через госкорпорацию "Ростехнологии", основного владельца автозавода. Еще некоторую часть долга кредиторы предприятия (в основном, госбанки) должны были ему "простить": по крайней мере, на это рассчитывал Владимир Путин, который обещал заводу "помочь разобраться с невозвратными долгами". Однако пока, как пишет "Коммерсант", банки не готовы предоставить "АвтоВАЗу" дисконт, а в госбюджет на 2010 год средства на помощь предприятию не заложены.
Вариантов решения этой проблемы, как считают аналитики, может быть несколько. Первый - банки рано или поздно согласятся "простить" заводу часть долгов, либо предложат "АвтоВАЗу" перекредитоваться на недостающую сумму. Еще один вариант - выделение 10 миллиардов рублей из резервов госбюджета особым постановлением правительства.
В любом случае, как отмечают эксперты, недостающие средства "АвтоВАЗ" получит. У правительства нет выбора - банкротить завод, обеспечивающий жизнь целого города, никто не будет. Да и денег на его спасение уже потрачено слишком много, чтобы идти на попятный...
Другое дело, что новый бизнес-план Волжского автозавода большинство специалистов называют труднореализуемым. И не только из-за того, что "АвтоВАЗу" придется серьезно модернизировать производство и разрабатывать новые модели, в том числе с нуля - пусть в этом ему и помогут французы. Проблема в том, что для финансирования собственной программы развития автозавод должен как можно быстрее стать рентабельным и научиться зарабатывать деньги. А как этого добиться, толком пока не знает никто.
Бездонная бочка Волжский автозавод "осваивает" государственные деньги с завидной скоростью. Первую порцию правительственных средств "АвтоВАЗ" получил ровно год назад - в конце марта, после того как Владимир Путин побывал на предприятии и пообещал ему помочь разобраться с долгами. Эти деньги кончились спустя всего два месяца.
В середине августа 2009 года завод вновь обратился за помощью к властям, попросив пять миллиардов рублей, а спустя еще месяц увеличил ставку до 12 миллиардов рублей, на соцвыплаты увольняемым работникам. Часть этих денег досталась Самарской области, которая поучаствовала в трудоустройстве сокращаемого персонала.
Наконец, к середине осени "АвтоВАЗ" разработал антикризисный план по собственному спасению, на финансирование которого правительству предлагалось потратить 70 миллиардов рублей. Позднее эта цифра уменьшилась до 50 миллиардов (после того, как Путин пообещал "скостить" часть долгов предприятия), а затем началась разработка нового бизнес-плана...
|