Вслед за христианством вся Россия примет ислам
После того, как День крещения Руси официально стал памятной датой, аналогичного праздника потребовали представители мусульман.
Как сообщает агентство "Интерфакс-религия", член Совета Федерации от Заксобрания Амурской области Амир Галлямов предложил наряду с Днем Крещения Руси внести в календарь памятных дат День принятия ислама.
"Я предлагаю дополнить календарь памятных дат и Днем принятия ислама. Я думаю, что меня поддержат не только мусульмане, которые проживают в нашей стране, но и представители других конфессий, в том числе и православные", - заявил Галлямов в ходе обсуждения законопроекта о Дне Крещения Руси.
Парламентарий напомнил, что на территории Волжской Булгарии еще в 922 году местным населением был принят ислам, и это произошло на 66 лет раньше, чем в России было принято православие.
Инициативу сенатора поддержал глава Совета Федерации Сергей Миронов. "Вчера в рамках нашей комиссии по межнациональным отношениям обсуждался этот вопрос, и я думаю, что эту идею необходимо поддержать и проработать", - заключил он.
Напомним, что 26 мая Совет Федерации одобрил закон, который учреждает новую памятную дату - День Крещения Руси. Она будет ежегодно отмечаться в России 28 июля.
Дата выбрана не случайно: Православная церковь вспоминает в этот день святого равноапостольного князя Владимира Великого, который, согласно летописям, начал массово крестить славян-язычников (отдельные случаи принятия христианства на Руси были и до него, в том числе и среди князей). День Крещения Руси, таким образом, станет девятой памятной датой в России, День принятия ислама, очевидно, будет десятым.
"Свободная Пресса" решила поинтересоваться у представителей других традиционных конфессий, представленных в России - как они относятся к новому празднику, и нужны ли им подобные Дни.
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль считает, что инициатива его единоверца абсолютно обоснована и логична. Более того: игнорировать требование - значит обидеть мусульман.
"СП": - Нужен ли исламу свой праздник?
- Также можно спросить - а нужна ли христианству такая памятная дата? Я думаю, должен быть паритет - если отмечать День крещения Руси, то почему бы и не отмечать и принятие ислама на территории России, к тому же оно состоялось гораздо раньше. Тем более крещение Руси состоялось на территориях, которые сейчас принадлежат другому государству, а принятие ислама - в регионах, которые входят в состав России.
"СП": - Получается спор традиционных религий?
- Это не спор, но если будет крещение Руси без принятия ислама, то это будет однозначно подчеркивать то, что мусульмане и так чувствуют - что они граждане второго сорта, что они маргиналы, а мейнстрим очень жестко прописан. Соответственно, это будет вызывать у мусульман очень жесткую установку на то, чтобы изменить ситуацию любой ценой. Если нельзя демократически, при поддержке официальных инстанций, то тогда силовой. Это неизбежно следует из природы человека.
"СП": - Тут нужно вспомнить, что в России официально числятся 4 традиционных конфессии, еще иудаизм и буддизм. Под иудаизм можно тоже подвести почву - Хазарский каганат, и под буддизм.
- Хазарский каганат был врагом Руси, и Русь его разгромила. Вести традицию от Хазарского каганата можно, но тогда придется включать в пространство России всех ее исторических оппонентов, Польшу, Германию, и так далее. Евреи попали в Россию после раздела Польши, как некий трофей, который об этом и не просил, да и Екатерина была против - но ничего не поделаешь, это итог раздела.
Что касается буддизма, то он никогда не был в России государственной религией, а ислам был религией суверенного субъекта международного права, Волжской Булгарии. А если брать Дагестан, то там он еще раньше был принят, и там тоже были государственные образования.
"СП": - Вы, наверное, в курсе этого интернет-мема "принять ислам". Не думаете, что дата станет основой для издевательств со стороны православных или атеистов?
- Издевательства православных я не ожидаю, псевдо-православных, типа лидеров националистических движений - они могут сколько угодно издеваться, это их проблема, атеисты тем более проблема самих атеистов.
Думаю, здесь надо различать два момента - политический, паритетность ситуации, и психологический. Мы же не можем накинуть платок на каждый роток, все равно, как сказано в Коране, "и ты увидишь, что большинство людей не уверует, как бы ты этого не хотел". Поэтому здесь важен только государственный символизм, и не более того. А если этот символизм будет носить односторонний характер...
Я мусульманин. Принятие ислама, которое состоялось на 200 лет раньше, не отмечается, крещение Руси, которое состоялось в Киеве, отмечается. Киев - столица другого государства. В таком раскладе я чувствую себя свободным от всех обязательств по отношению к данной стране, я не считаю, что здесь меня признают гражданином, соответственно, не считаю, что меня что-то связывает в порядке лояльности с ее режимом, с ее устройством и так далее. И если меня упрекают в том, что я внутренний враг, пятая колонна, я привожу в пример: ребята, вы меня вытеснили в маргинальность, я отвечаю на это классовой и прочей войной.
"СП": - Может, стоило оставить, как было - чтобы государство вообще не назначало никаких дат?
- Если оно будет нейтральным, если оно откажется от даты в отношении одной - можно отказаться и в отношении другой. Либо всем сестрам по серьгам, либо никому.
Комментарии представителей Московского патриархата Русской православной церкви оперативно получить не удалось, в виду проведения в это же время Всемирного русского народного собора.
Константин Бендас, представитель протестантской церкви Пятидесятников специального праздника для своей конфессии не требует, однако признает, что неплохо было бы, чтобы российское государство отмечало и их даты.
"СП": - Вы считаете этот день своим праздником? Он для всех христианских конфессий?
- Конечно. Несмотря на то, что сама конкретная дата достаточно спорная, но говорить о том, что День крещения приватизирован какой-то одной конфессией, нельзя. Дело в том, что христианство пришло на Русь до разделения на церковь восточную и западную, православную и католическую. К тому же в истории зафиксировано, что до крещения князем Владимиром христианская церковь в виде отдельных общин уже существовала на Руси, в частности, в Новгороде-Великом.
Мы, как евангельские христиане, можем только радоваться и приветствовать, что в календаре появляется еще одна дата, которая может напомнить нашим согражданам о христианстве, и дай бог, чтобы она помогла им придти ко Христу.
"СП": - Дело в том, что в данном случае мусульмане считают, что их обошли, обидели. Сейчас речь идет о том, что будет отмечаться и "День принятия ислама". Потом, возможно, подтянутся и другие конфессии. Как вы относитесь к такой перспективе?
- Я боюсь, что в такой состязательности, если мотивацией для такого нововведение будет исключительно "а вот у них есть", ничего хорошего не выйдет. Господь нас призвал к миру, и все вопросы мы можем решить миром, в диалоге.
С другой стороны есть значимые даты и для российских евангелистов, внесших значительный вклад как в западный протестантизм, так и в русский. 31 октября - День реформации, отмечаемый во всем западном мире. Тем более, приближается очень значительный юбилей - в 1517 году в Виттенберге Мартин Лютер прибил к дверям церкви те самые 95 тезисов. И мы уже много лет в своих церквях его отмечаем, и во многих российских городах традиционно стали проводиться дни русской евангельской культуры.
Капитон Алексеев, наставник староверской общины федосеевцев-беспоповцев, село Ильинский Погост, Московская область:
"Даже обсуждать не хочется то, что исходит из уст и из-под пера этих деятелей. Ситуация-то длится не последний год или десятилетие, а уже больше трехсот лет, так что вес эти инициативы не новы. Известно же, что государственная власть и безбожное общество все глубже погружаются в пучину служения антихристу. Если власть есть "образ антихристов", то, значит, и все исходящее от власти носит на себе печать антихриста. Тут такая логика действует.
К примеру, в 1913 году Романовы с невиданным доселе размахом отмечали свое трехсотлетие во главе России. Думали, что еще такую же вечность править будут. И никониане (РПЦ - "СП") освящали их, направляли на новые свершения. И где они все сейчас? Этот официальный праздник (День Крещения Руси - "СП") тоже призван показать преемственность нынешней власти чуть ли не от Рюрика. И все ведь в итоге тем же закончится. Даже обсуждать тут нечего".
Представитель буддийского центра Дрикунг Кагъю в разговоре с корреспондентом "СП" заявил, что справедливости ради подобный праздник стоило бы учредить и для российских буддистов:
"СП": - Буддизм - тоже традиционная для России религия, нужен ли вашим единоверцам особый день, праздник, отмеченный на государственном уровне?
- Совершенно верно - религия традиционная для России, и третья по численности из религий мира. Поэтому, конечно, сделать государственный праздник для буддистов было бы справедливым.
"СП": - Какую дату можно было бы назначить таким праздником?
- Например, день рождения Будды - кстати, он празднуется 27 мая. Далее - день его просветления. Есть также целая Неделя чудес Будды - в общем, много праздников. Кстати, в некоторых регионах России - в Калмыкии и Бурятии, например - буддийские праздники уже отмечаются.
"СП": - А стоит ли вообще, на ваш взгляд, делать государственными праздниками религиозные даты? Ведь у нас светское государство.
- Спорный вопрос, насчет светского государства. Я бы сказал, что у нас с некоторых пор есть государственная религия. Если у нас внедряются уроки основ православной культуры - то как тут скажешь, что церковь отделена от государства.
С представителями иудаизма редакции "СП" оперативно связаться не удалось.
|