Россия выбивается из Таможенного союза
Премьер России Владимир Путин объявил, что его страна будет постепенно повышать пошлины на ввоз иномарок. Это нужно для поддержки местного автопрома.
В условиях Таможенного союза такие заявления лучше согласовывать с соседями. Впрочем, по мнению экономистов, соседям рост пошлин может оказаться выгоден, но если они будут все же против, Россия сможет ввести пошлины в индивидуальном порядке.
"Давайте мы договоримся следующим образом: мы сейчас ничего не будем делать в направлении повышения таможенных пошлин... Но вот вам временной график: в такие-то годы мы начнем постепенно поднимать таможенные тарифы, сначала на ввоз подержанной техники, потом постепенно будем повышать пошлины и на новые автомобили, готовую продукцию", - предложил премьер Путин.
Рост пошлин, по замыслу председателя правительства, подстегнет иностранные компании строить заводы в России. Путин, конечно, удивил свой кабинет - утвержденная стратегия развития автопрома предполагает не рост, а снижение пошлин. Но Путин уверен, что Россия может себе позволить поднимать заградительные пошлины. "Мы ведь не член ВТО", - сказал премьер.
Зато Россия - член Таможенного союза, и определенные обязательства у нее есть перед другими его членами - Казахстаном и Белоруссией. "Решение о повышении ставок пошлин на автомобили должно приниматься всеми участниками Комиссии Таможенного союза единогласно", - сказал "Республике" адвокат адвокатской конторы "Юков, Хренов и партнеры" Василий Васильев. Он объяснил, что ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Комиссией союза большинством в две трети голосов, а в отношении чувствительных товаров, перечень которых утверждает высший орган Таможенного союза - Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества, - консенсусом. Легковые автомобили включены в этот перечень. Эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации" / Morison International Петр Клюев согласен, что решение о повышении пошлин на импортные автомобили нужно согласовать с Белоруссией и Казахстаном.
Предложение Путина в первую очередь может не оценить Белоруссия. Причем не только в виду обострения политических отношений, но и из-за собственных планов развития автопрома. У Белоруссии довольно масштабное производство грузовиков, и она планирует расширять объемы их продаж в России. "Для Белоруссии повышение ввозных пошлин на автомобили является очень болезненным вопросом", - отметил Клюев.
Впрочем, не исключено, что Белоруссия и Казахстан все же пойдут навстречу России и согласятся поднять пошлины. "От повышения пошлин они могут выиграть, так как получат, как представляется, возможность привлекать инвестиции иностранных автоконцернов в строительство сборочных предприятий на своих территориях", - считает аналитик ИК "ФИНАМ" Константин Романов. Кроме того, он считает, что Россия во имя продвижения идеи поддержки автопрома может продавить у партнеров собственные концепции взамен на предоставление им иных привилегий.
Впрочем, у России есть еще один вариант поднять пошлины в рамках нового таможенного законодательства, но не в рамках самого союза. "В исключительных случаях действие иных пошлин, чем установленные, допускается. Такие случаи регулируются специальным протоколом. Согласно этому документу более высокая или более низкая ставка ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставкой ЕТФ может применяться одной из сторон ТС в отношении товара, происходящего из третьих стран, в исключительных случаях на основании решения комиссии", - отметил Васильев. Он говорит, что применение одной из сторон более высокой ставки может быть предложено этой стороной, если такая мера является необходимым условием для развития отрасли экономики государства этой стороны. Но все равно нужен консенсус.
Другой вопрос в том, что если Россия и добьется консенсуса, то повышение пошлин может оказаться вредным для ее собственного автопрома и других экономических интересов. "Парадоксально, но данные меры могут отрицательно сказаться именно на российских автопроизводителях. В частности, "АвтоВАЗ" до кризиса стремительными темпами терял российский рынок, уступая его иномаркам, - говорит Клюев. - Существенное преимущество российского производителя и до кризиса, и сейчас - это цена". Но иностранные производители, разместившие свои заводы на территории России, уже начали конкурировать с "АвтоВАЗом" и в этой категории. Во многом именно за счет так называемых российских иномарок "АвтоВАЗ стал" уступать зарубежным производителям отечественный рынок. А продолжая стимулировать развитие иностранных автопроизводств, правительство России, по мнению Клюева, фактически усугубляет положение "АвтоВАЗа".
"Кроме того, увеличение пошлин не вполне согласуется с намерениями РФ вступить в ВТО. Заградительные пошлины на иномарки отдалят Россию от этой цели", - отметил эксперт.
Независимо от того, насколько тщательно Россия просчитала экономический эффект от введения загородительных пошлин, прежде чем объявлять об этом, как о собственном решении, ей следовало учитывать, что страна стала членом новой международной организации. Подписанные на высшем уровне документы диктуют новые обязательства. То есть правила игры на внешнем рынке изменились.
|