Госдума угомонит спамеров
Государственная дума будет бороться со спамерами. Депутаты готовят поправки в Федеральный закон "О защите информации", которые юридически зафиксируют значение понятия "спам" и ответственность за его рассылку.
Главная причина - спам наносит законной интернет-рекламе ощутимые потери. Только ли этим опасна незаконная рассылка, как с ней бороться, и какие методы наиболее эффективны - разбирался обозреватель"Вести ФМ" Григорий Шабанов.
По количеству рассылаемого спама наша страна занимает уже второе место в мире после США. Социологи подсчитали, что более 70% заокеанских интернет-пользователей хоть раз что-нибудь покупали по спам-рассылке. У нас эта цифра конечно намного ниже, тем не менее, экономический ущерб от спама все равно очень серьезный - рассказывает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Ирина Левова:
"Расчет экономических потерь от спама в России был осуществлен на основании оценки стоимости рабочего времени всех занятых в экономике людей, которые пользуются электронной почтой. И, соответственно, рассчитано, что в среднем экономика России теряет около 14 миллиардов рублей".
О масштабе проблемы говорит и тот факт, что один из крупнейших спамеров мира - выходец из России. В октябре против него было возбуждено уголовное дело, правда, по статье "Незаконное предпринимательство". Уголовной ответственности за спам в нашей стране пока нет. Ситуацию призваны исправить поправки в Закон "О защите информации", которые вводят юридическое определение спама и переносят его в область уголовного права. Эксперты такой шаг приветствуют, однако об его эффективности говорят осторожно, рассуждает руководитель юридической фирмы "Интернет и право" Антон Серго:
"В нашей стране достаточно много законопроектов о спаме в разное время принималось, включая ту же самую норму в законе о рекламе, которая явным образом спам запрещает, поэтому одними нормативными актами победить спам не получится".
Для эффективной борьбы необходимо усиливать средства защиты от рассылки, делать ее экономически невыгодной, кроме того, спам - проблема международная и бороться с ней надо сообща, продолжает Ирина Левова:
"Для эффективной борьбы с кибер-преступностью и спамом в частности необходимо некоторое трансграничное сотрудничество. Необходима выработка эффективных международных норм и организация обмена информацией между странами".
Иначе получается, что рассылка идет, допустим, из Америки, рекламируются товары из Азии, а покупатели -пользователи из России и Европы... Кого в данном случае привлекать к ответственности и по чьим законам - совершенно не понятно. И хорошо еще, если речь идет только о купле-продаже. Зачастую спам - не только реклама. С помощью рассылки можно заразить компьютер, сломать его защиту и потом использовать его в корыстных целях. Рассказывает директор по технологиям и развитию компании "Яндекс" Илья Сегалович:
"Благодаря тому, что машина взломана, ее можно использовать для того, чтобы зарабатывать на системах контекстной рекламы или на поиске (подменяет вам выдачу поисковую). Другая неприятная особенность - то, что можно организовывать какие-то противозаконные вещи, например, можно организовывать атаки на сайты, благодаря большому количеству зараженных компьютеров".
Еще один вид спама - "фишинг" - поиск потенциальных жертв для мошенничества. Его цель - достать информацию об электронных счетах интернет-пользователя. Пожалуй, это самая опасная спам-рассылка, считает блогер и интернет-деятель Антон Чекалин:
"Фишинг" представляет собой наибольшую угрозу с точки зрения последствий. Это, в первую очередь, не только взломанные аккаунты пользователей, это могут быть и потерянные деньги из-за того, что некий сторонний пользователь получает доступ к данным кредитных карт".
Обычно такие письма маскируются под банковскую отчетность, при этом пользователя просят ввести данные о себе или о счете. Если на почту пришло такое письмо - скорее всего это "фишинг". Впрочем, антиспам программы того же "Яндекса" научились довольно неплохо распознавать и отсеивать подобные сообщения. Проблема заключается в том, что спамеры уже давно не ограничиваются только электронной почтой. Сегодня они активно работают в тематических форумах, файлобменниках, интернет-месседжерах, социальных сетях. А рекордсменом по количеству спама большинство интернет-экспертов называют "Живой Журнал".
|