Сотовые операторы стали зарабатывать меньше
Профилактические работы оставили на этой неделе без сотовой связи несколько районов на Северо-западе Москвы.
Вне зоны доступа оказались абоненты МТС, "Билайна" и "Мегафона". Впереди - Новый Год. Нагрузка на мобильную связь резко возрастёт. Однако в этом году операторы обещают не допустить сбоев в новогоднюю ночь. О новостях из мира мобильной связи Руслану Быстрову рассказали ведущий аналитик Mobil research group Эльдар Муртазин и президент компании "Лета-групп" Александр Чачава в эфире радио "Вести ФМ".
Быстров: Ну что, мы продолжаем подводить итоги 2010 года. И сейчас поговорим о рынке сотовой связи. Конечно, это касается каждого, потому что у каждого, слава Богу, уже есть сотовый телефон, у многих не один, как, например, у меня. На связи с вами я, Руслан Быстров, а также мои гости - Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobil research group Эльдар, приветствую.
Муртазин: Добрый день.
Быстров: И президент компании "Лета-групп" Александр Чачава. Александр, и вам так же теплое здравствуйте.
Чачава: Здравствуйте.
Быстров: Давайте сначала обозначим так бегло основные тренды 2010 года. Каким он был для сотовой связи? Кто начнет? Эльдар?
Муртазин: Ну, давайте я начну. 2010 год был достаточно интересным за счет развития инфраструктуры. То есть то, что потребители не видят пока, компании инвестируют в передачу данных. Они строят дато-центры, центры обработки данных, транспортные артерии появляются по всей стране. Фактически сегодня даже авария на одной из таких артерий, она не лишит связи большую часть людей.
Быстров: Вот буквально не так давно была авария на севере Москвы, когда "лежали" все.
Муртазин: Это не было связано... Ну, я не буду комментировать, почему это случилось. Это не было связано с операторами, скажем так.
Быстров: Это какие-то там спецслужбы и так далее?
Муртазин: Без комментариев.
Быстров: Так, хорошо. Еще какие тренды?
Муртазин: Второй тренд, который мы наблюдаем уже пять лет, это рост стоимости минуты. При этом минуты, казалось бы, дешевеют, но пакеты, которые нам предлагают, становятся все больше, больше и больше. При этом 2010 год для операторского бизнеса стал годом испытаний по одной простой причине: операторы стали зарабатывать меньше, их маржинальность упала. И при этом операторы стали впервые, наверное, обращать внимание на то, чтобы не раздражать своих потребителей. Это первый момент.
Быстров: А что значит не раздражать? Не подключать услуги втихаря и так далее? Вы это имеете в виду?
Муртазин: Да, совершенно верно. То есть не подключать услуги. Если люди жалуются на какие-то услуги, то по умолчанию это решается в их пользу, если они обращаются к оператору. Ну и третий момент, наверное, который очень важен, в 2010 году махровым цветом развелись мошенники, которые на мобильных сетях стали поднимать достаточно большие деньги из воздуха.
Быстров: Эльдар, но они не могут развестись просто так. Нет ли у вас таких мыслей, что это может быть с санкции оператора, гласной или не гласной.
Муртазин: Смотрите, ситуация сегодня очень простая. Операторы, безусловно, участвуют в этом. Участвуют вольно или невольно, потому что до половины дохода от премиум-СМС либо другой услуги получает в свой карман оператор. И когда тот или иной агрегатор, предоставляющий услуги, начинает, в общем, заниматься ерундой, оператору надо очень жестко и быстро выключать. На сегодняшний момент не все операторы это делают. С другой стороны, мы видим совершенно такой хороший пример МТС, который жестко поступил по отношению к ряду агрегаторов, и у него оборот по этим услугам за один квартал упал на 25 процентов. Это очень ощутимо. То есть борьба идет, но тут борьба пчел с медом, она, в общем-то, обречена на поражение изначально.
Государству нужно принять законы, которые будут регулировать эту деятельность, и обязывать оператора либо некий надзорный орган следить за этим. Второй момент. Все-таки помимо операторов существует большое количество "разводов", где сам оператор не принимаем участие. Ну вот пример сегодняшнего утра. Я получаю СМС-ку о том, что мне через автомат KIWI зачислено 200 рублей на счет. Проходит буквально час, приходит вторая СМС-ка: ой, извините, моя сестра лежит в больнице, я случайно вам зачислил деньги.
Быстров: Да, это стандартно. Посмотрите, они развиваются. Раньше они просто писали: моя сестра лежит в больнице, а теперь еще и от KIWI якобы приходит.
Муртазин: Да. Ну то есть, чтобы, не проверяя поступили деньги или нет, человек перевел эту сумму на счет.
Быстров: Потрясающе просто! Александр, ну вы согласны с общими трендами, которые обозначил Эльдар? И вот он сказал о росте цен. Почему они растут-то, собственно говоря? Вообще-то они должны как бы снижаться, конкуренция и все такое. Разве нет?
Чачава: Ну, Эльдар в целом отметил, наверное, все основные тенденции. Я бы, может быть, добавил еще о том, что фактически завершилась конвергенция на рынке, и сегодня это не просто сотовые операторы, а они уже стали универсальные операторы связи и доступа в Интернет. И рост цен, я думаю, обусловлен тем, что как раз этап такой жесткой конкуренции за абонентов, он уже прошел, все абоненты более или менее распределены.
|