Причины роста цены на продовольствие
По официальным прогнозам инфляция в 2011 году не должна превысить 13 процентов. При этом многие эксперты полагают, что годовой рост цен на продовольствие составит от 30 до 50 процентов.
Это значит, что примерно такой же (более 30%) окажется инфляция для бедных, ведь они большую часть своих доходов тратят на продукты питания.
Египетский лозунг января 2011 года "Хлеб, свобода, достоинство" (в другом переводе "Хлеб, свобода и честь") становится актуальным и в России. Возникнет ли общенациональный протест - покажет время. Народ восстаёт, когда чаша терпения переполняется. Нынешний резкий рост цен на продовольствие может оказаться пресловутой последней каплей.
За 2010 год цены на продукты питания в России выросли втрое больше, чем в Евросоюзе. Не улучшилась ситуация и в нынешнем году. По данным Росстата в январе 2011 года более чем на 30% подорожала картошка в 18 субъектах РФ, цены на говядину увеличились в среднем по стране на 4,4%, на водку и хлеб - на 2,6%; минимальный набор продуктов питания в январе 2011 года подорожал на 5,5% и составил 2800 рублей (в Москве 3200 рублей).
Такой существенный рост цен объясняется, в первую очередь, резким увеличением объёма наличных денег в российской денежной системе. Общий объём денежной массы на начало 2011 года оценивается независимыми экспертами в 20 триллионов рублей. Это в два раза больше, чем было в докризисный благополучный 2008 год. Разумеется, резкий рост денежной массы явление не случайное, а обусловлено осознанной политикой Минфина и Центробанка.
Впрочем, имеются и другие причины роста цен на продовольствие.
Торговая наценка в крупных сетевых магазинах на основные продукты питания не превышает 15 процентов. Однако между производителями и торговыми сетями есть посредники. Доход посредников всегда максимально возможный и регулируется лишь рыночными механизмами. Производители продовольствия небезосновательно подозревают, что некоторые фирмы-посредники принадлежат самим сетям. Соответственно разница между ценой производителя и ценой на полке магазина определяется уже десятками процентов.
Кроме того, чтобы выложить на магазинную полку какой-либо товар, в сетевом супермаркете требуется заплатить немаленькую сумму - это может быть и 20 тысяч рублей за одно наименование товара. Причём так происходит в каждом магазине сети. Деньги платит поставщик, соответственно, производитель закладывает эти издержки в отпускную цену.
Ещё крупные ритейлеры (розничные торговцы) устанавливают сами для себя специальную скидку с оборота (до 30%), то есть не доплачивают эти самые проценты поставщику, да и расплачиваются с ним не сразу, а спустя пару месяцев. Соответственно, пропорционально увеличивает отпускную цену производитель. Все эти хитрые игры могут продолжаться до бесконечности. Расплачивается за всё конечный покупатель, то есть мы с вами.
...Ничуть не более безнравственно обворовывать граждан открыто, нежели исподтишка, увеличивая косвенный налог на продукты, без которых они не смогут обойтись. Это не я придумал. Это написал Альбер Камю в своей пьесе "Калигула" в 1944 году. Сегодняшний резкий и необоснованный рост цен на продовольствие - по своей сути, и есть то самое обворовывание граждан исподтишка. Происходит оно в результате проводимой в стране экономической и финансовой политики. Некоторые эксперты называют её планом бедности. Другие же откровенно именуют по имени создателя - планом Кудрина.
На сегодняшний день вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин является самым ярким представителем несменяемой правящей касты, пришедшей во власть из северной столицы. Кандидат экономических наук А. Кудрин заведует финансами России более десяти лет. Поскольку Алексей Леонидович в определённой мере контролирует все крупные финансовые потоки, то по своему влиянию он стал третьим человеком в государстве. Никто же всерьёз не станет называть претендентами на третье место Грызлова, Миронова или Собянина.
Таким образом, если кого-то тревожит рост цен на продукты питания, то понятно, кому задавать вопросы. Адрес известен: Москва, Министерство финансов РФ, господину Кудрину.
|