Сексуальная культура христианской Европы
Понятие сексуальной культуры Европы - это скорее обобщенное понятие. Следовало бы говорить о европейских культурах и их различных направлениях.
На содержании этих культур заметно влияние времени (Европа в первые века н. э., средневековье, Ренессанс и т. д.), ветвей христианства (как известно, установки относительно секса в католицизме, православии, лютеранстве, кальвинизме и т. д. различаются), географического положения (в районе Средиземного моря, Германии, Скандинавии, Восточной Европы и т. д. климатические условия различны), социальной среды (обычаи аристократов и мещан имеют мало общего), национальности, политики. Все это весьма существенно сказалось на развитии сексуальных обычаев. Традиции, развитые в христианской Европе, сохранились до наших дней и весьма быстро преодолели границы континентов. Особенно широкое распространение они нашли в Северной и Южной Америке.
Круг вопросов сексуальной культуры христианства мы излагаем крайне, сокращенно, не касаясь принципов христианской сексуальной этики, которые широко известны (например, запрет внебрачного и добрачного сексуального контакта, осуждение сексуальных девиаций). Выделим прежде всего установки относительно секса, пола, формирующие определенные сексуальные обычаи.
В христианстве существуют два вида установок относительно секса и пола. Первая доброжелательно относится к человеку, его полу, сексу, сексуальным контактам. Элементы такого отношения мы находим в Ветхом завете. Его персонажи умеют радоваться жизни, любви, эмоционально богаты, одобряют секс. Здесь много описаний страстей, верной и крепкой любви, человек представлен как психофизическое единство. В Новом завете Христос как бы продолжает это направление и придает ему новое качество. Под влиянием идей христианства была создана принципиально новая концепция брака, учитывающая всесторонние связи: этические, психологические, биологические. Целью брака стала не только прокреация. Изменились установки относительно женщин. Они сопровождали Христа, являлись первыми свидетелями его воскрешения, слушательницами его проповедей и поучений (например, самаритянка у источника). Даже в истории блудницы - Марии Магдалины выражено уважение к женщине, хотя и презираемой другими. Присовокупим к этому высокое положение Марии - матери Христа, чтобы яснее представить изменения в обычаях тех времен, когда роль женщины оценивалась невысоко. Доброжелательное отношение к женщине проявлялось и позже в учениях и трудах некоторых теоретиков христианства (Климента Александрийского, Иоанна Хризостома, Альберта Великого, Франциска Салези и т. д.). Однако нельзя не отметить, что это направление не было определяющим, оно было скорее побочным, не переходило традицию. Только в XX в. (в католицизме) оно возродилось и нашло выражение на II Ватиканском соборе, в многочисленных публикациях теологов нового склада.
Сторонники второго направления в своих взглядах на проблемы пола и секса проявляли двойственность, скрытое или явное неодобрение сексуальной близости. Их взгляды носили явно антифеминистский характер. Двойственность проявилась уже в посланиях св. Павла, который хотя и написал замечательный гимн о любви, но относился к сексу скорее отрицательно, высоко ценил девственность, аскезу, женственность его не восхищала. Это направление быстро завоевывало приверженцев и стало доминирующим в раннем христианстве. Его основные черты, пройдя сквозь века, дошли до наших дней. Некоторые из этих черт объясняются влиянием гностицизма, различных направлений греческой философии, дуализмом восточного происхождения. Доктрины христианства навязывали идеи аскезы, негативные остановки относительно секса, тела, супружества, женщины. Хотя гностицизм в целом и был отвергнут теологами, некоторые его установки были восприняты христианством. Долго продолжались дискуссии относительно того, что лучше - брак или безбрачие. Многочисленные теологи по шкале оценок от 1 до 100 брак оценивали на 30 баллов, вдовство - на 60, девственность- на 100 баллов. В качестве иллюстрации можно привести несколько цитат из "Книги старцев", относящейся к первым векам христианства. •"Отвечал ей архиепископ: "Разве не знаешь того, что ты женщина? И что с помощью женщины дьявол преследует святых?" "С тех пор, как я женился, не осквернились мы общением, ни она, ни я: и она пребывает девицей. Каждый из нас спит отдельно, ночью мы носим власяницы" ". "Один брат просил Абба Даниеля: "Дай мне одну заповедь, и я соблюду ее". Он ответил: "Никогда не касайся одной с женщиной миски, не совершай трапезы с ней: тем самым ты избежишь сатаны нечистоты".
Обратимся к книге св. Альфонса Лигуори, изданной в Польше в 1926 г., где читаем, что советовал святой Иоанн Каласанти: "Не печись о своем теле больше, чем о кухонной тряпке", а св. Алоис Гонзага "не смел поднять глаза даже на лицо собственной матери". В раннем христианстве недоброжелательное отношение к сексу было доминирующим. Сексуальные отношения оправдывались только как источник деторождения. Аре аманди, изменение позиций, орализм рассматривались как зло, отклонения, а гомосексуализм трактовался как преступление.
Постепенно в христианстве углубляется разрыв между Востоком и Западом, который сказался также и на понимании установок относительно секса и пола. Восток становился менее ригористичным. На Западе в результате известных исторических условий укреплялась позиция Церкви как института, руководящего политической, правовой, нравственной жизнью, а также законодательством. Интимные отношения между людьми испытали на себе влияние теологии св. Августина, который в V в. определил понятие греха против природы. Запрещались сексуальные контакты, не имеющие своей целью зачатие, нельзя было применять противозачаточные средства. Позже все эти запреты нашли отражение в законодательстве.
В произведениях другого теолога, который оказал большое влияние на Запад, св. Фомы Аквинского, отчетливо проявляется мысль, что сексуальное вожделение противно природе, а к самым тяжким грехам против природы он относил гомосексуализм, сожительство в неестественных позициях, мастурбацию. Под влиянием его учения сексуальную активность, не ведущую к зачатию, рассматривали как извращение.
Доминация мира мужчин, осуждение сексуальных отношений удерживались в течение долгого времени. В искусстве и литературе раннего средневековья идеалом была мужская дружба. Женщины представлялись либо как добродетельные жены и матери, либо как воплощение греха. Однако и в этот период существовали течения, одобряющие сексуальные наслаждения, что характерно, например, для аверроистов.
В XI в. в культуре Прованса появляются такие понятия, как романтическая любовь, галантность по отношению к женщине, оправдание эротических ласк. Эти взгляды быстро проникали в установки относительно секса и тела. Возникло противоречие. Беллоу указывает, например, что выражением такого противоречия было отношение к наготе: с одной стороны, она осуждалась, а с другой - существовала вера в невинную наготу. Нередко в различные празднества проводились шествия обнаженных, символизировавших союз Адама и Евы.
В позднем средневековье секс еще отождествлялся со злом, считался чем-то опасным, но уже получала распространение такая форма любви, как придворная любовь, имеющая яркую эротическую окраску. Все более усиливалось расхождение между теоретическими установками и практикой сексуального поведения. Право, например, предусматривало наказание за грехи интимной жизни, в то же время оно относилось терпимо к нарушениям других сторон жизни. Расхождение между теорией и практикой существовало, впрочем, с момента возникновения христианской культуры. Этому имеются многочисленные доказательства.
Постепенно под влиянием очередных нажимов папства внедрялись определенные правила для духовенства. Например, им рекомендовалось безбрачие, хотя до VII в. священники имели право держать в доме девицу, но при условии, если не будут вступать с ней в интимные отношения. Позже и это было запрещено. Латеранский собор запретил тайные браки и пьянство клира и предписал безбрачие. Постепенно устанавливалась дисциплина в орденах, велась борьба с царившей в них свободой нравов. В конце XIII в. официально был разрешен сексуальный контакт только в классической позиции, остальные позиции были признаны сатанинскими. Появился привезенный из крестовых походов пояс девственности. Модной стала chemise caguloe - ночная сорочка с отверстием в генитальной области.
Крайним выражением аскетизма были секты флагелянтов - бичевателей, которые спали на досках, практиковали бичевание до крови, вбивание гвоздей в тело. Распространение этих сект приняло характер эпидемии. В XIV в. во Франции было 800000 бичевателей. Их процессии проходили по городам всей Европы. Наконец, в 1349 г. папа Клементий VI признал эти секты еретическими. В средневековье секс часто связывали с колдовством. Выкидыши и сексуальные нарушения объясняли действием колдовских сил. Участившиеся процессы против женщин способствовали утверждению стереотипа фатальной женщины, мифа Пандоры.
Со II по XIV в. развивались сексуальные обычаи, опирающиеся на христианские представления об интимной жизни. Они оказывали сильное влияние на эту сферу и в более поздние времена. Эти обычаи кратко можно изложить так:
- господство негативного и ригористического отношения к телу и сексу;
- двойственность и антифеминизм как доминирующие установки по отношению к женщине;
- скудость сексуальной жизни и арс аманди;
- трактовка многих форм сексуальной активности, девиаций как ереси и преступлений.
Средневековье и секс Установки средневековья относительно пола, секса, брака полны противоречий. В ранний период развития культуры Европы усиливался аскетизм, наглядно проявлялся антифеминизм. Ле Гофф отмечал, что женщина по своему положению была намного ниже мужчины. На нее возлагалась ответственность за первородный грех, она отождествлялась с искушением, рассматривалась как воплощение дьявола. Только в высших слоях общества женщина пользовалась уважением, обусловленным ее социальной позицией.
Ле Гофф считал, что характерные для романского искусства образы Сибиллы, Кримгильды, Брунгильды "являются живыми копиями религиозных женских персонажей...".
В XIII в. рыцарь Филипп из Наварры написал трактат, в котором утверждал, что женщина создана для послушания. Она должна уметь прясть и шить. Самое главное для нее - иметь безупречные манеры. Образованная женщина вызывает подозрение, ей нельзя доверять. Людовик IX в трактате "Поучения для дочери" отмечал, что женщина должна уметь терпеть, помогать несчастным, исполнять волю мужа и родителей. Духовники предостерегали о постоянной опасности, исходящей от женщин, о возможности быть совращенными ими. В каждой женщине воплощены черты искусительницы Евы. Папа Григорий Великий делил общество на людей, воздерживающихся от половых связей (это элита), и на людей, состоящих в браке. Именно между ними, считал он, проходит граница добра и зла. Сексуальные отношения проповедники рассматривали как легкий грех, если они имели место в рамках супружества, и как тяжкий, если они совершались вне этих рамок. Тогда их рассматривали как распущенность.
Секс трактовался как источник зла, поэтому не случайно появляются всевозможные ограничения. Супругам рекомендовалось избегать сексуального сожительства в воскресенье и в праздники, днем, по средам, по пятницам, во время постов (великий пост длится 40 дней). 90 дней до родов и 40 дней после них. Идеалом считалось полное воздержание супругов. Мелочные вмешательства в сексуальное поведение касались форм ласки, исповедники оправдывали любое поведение мужчин, а женщин представляли как тлеющую опасность. Бурхард из Вормса считал необходимым десятидневное покаяние на хлебе и воде за следующие грехи: мастурбацию, сексуальные контакты со служанкой, применение запрещенных позиций с собственной женой. Синоды вводили разные новые предписания, дабы избежать кровосмешения. С X в. запрещалось вступать в брак лицам, находящимся в родстве, вплоть до 7 колена. Это предписание объявляло недействительными многие браки, особенно среди аристократов, где они часто заключались в кругу семьи или среди членов родственных династий. Признание недействительными многих браков зашло так далеко, что IV Латеранский собор в 1215 г. свел критерий кровосмешения до 4 колена. В проповедях постепенно угроза греха нарастала, расширялся образ ада, чистилища и сокращались описания прелестей рая.
Может создаться впечатление, что в такой атмосфере секс и брак были обречены на вымирание, а антисексуальная политика загнала всех в единственное безопасное место - орден. Однако этого не произошло. В условиях репрессированного секса вступают в силу естественные защитные механизмы.
Примером тому служит модель придворной любви. Французский гуманист Р. Нелли связывал ее возникновение со стремлением женщин к независимой любви, с желанием занять положение рядом с мужчиной. Мужчины чаще всего были примитивными любовниками, пренебрегающими ласками. Появляется модель более утонченной любви, а в подтексте и более эротической, ценящей значение арс аманди, но она коснулась лишь элиты. Скорее всего, утверждал Нелли, модель придворной любви выражала бунт женщин из высших социальных слоев против патриархальных устоев.
На модели придворной любви заметно влияние поэзии трубадуров, испано-арабского культа женской красоты, чувственности и идей неоплатонизма, его учения об Эросе, да и самого общественного климата Прованса. Здесь было широко распространено рыцарское служение даме, эротическая поэзия, отсюда новый стиль поведения стал быстро распространяться по всей Европе. В аскетической атмосфере средневековья модель любви из Прованса возвещала ренессанс чувственности, подчеркивала красоту человеческого тела.
Многие установки, идеи, мифы периода средневековья относительно секса не только не исчезли, но и укрепились в западной модели сексуальности. К наследию средневекового периода можно отнести:
- двойственность в отношении к женщине , сексу, полу;
- конфликт между моралью и эротизмом;
- отрицательное отношение к литературному творчеству, воспевающему любовь, секс, женщину (например, к истории любви Абеляра и Элоизы, Тристана и Изольды).
Сексуальная мозаика Европы Сексуальные обычаи Европы XV-XIX вв. отличаются разнообразием установок, касающихся пола и секса. Каждый период в истории развития культуры влечет за собой преобразования в области секса. Даже схематическое, поверхностное знание истории Ренессанса, Реформации, барокко и т. п. дает определенное представление об этих переменах. Однако это не значит, что специфика обычаев Европы полностью утрачивалась. Преобразования, коснувшиеся Европы, напоминают многоцветную мозаику, меняющуюся, но постоянно выражающую одни и те же мотивы - патриархальную культуру с мужчиной в главной роли, двойственное положение женщин и почти враждебное отношение к сексу и телу. Все это ограничивало формы сексуальной активности. Эти мотивы отличают сексуальную культуру Запада от других культур, которые, впрочем, также развивались далеко не однозначно и имели сложную историю (например, Индия, Китай).
Ренессанс. В XV в. интерес к культуре античности, идеям Платона связывался с развитием направления, названного Ренессансом. В этот период и в сексуальных отношениях произошли определенные изменения. В итальянской литературе часто встречается мотив платонической любви, получившей название после перевода нескольких диалогов Платона. Эта любовь трактовалась как асексуальная, духовная. Начало книгопечатания сделало возможным обмен информацией, усилило тягу к чтению. В культуре Ренессанса женщина часто наделялась сильным темпераментом, мужчина, не способный ответить ей, становился предметом насмешек. Подчеркивалась крепость молодых мужчин, которые в отличие от мужчин старшего возраста были способны к многочисленным интимным отношениям в течение одной ночи. В комедиях часто высмеивались старики, стремящиеся возбудить свою потенцию с помощью врачей, а любовником являлся уверенный в себе молодой герой (например, "Мандрагора" Макиавелли). В знаменитом произведении Боккаччо "Декамерон" мы найдем влияние восточного эротизма, поэзии Прованса. Это произведение включает много тонких наблюдений из повседневной придворной жизни.
В этот период в Италии растет число усыновленных внебрачных детей, что объясняется высокой смертностью, войнами. Население Рима, например, насчитывающее 90 тыс. человек, после нападения ландскнехтов Карла V в 1527 г. снизилось до 30 тыс. человек, через 50 лет оно достигло лишь 45 тыс. человек. Многие знаменитые художники, поэты, например Аретино, Джорджоне, Боккаччо, Леонардо да Винчи, родом из так называемого неправого ложа. В королевских и аристократических кругах все дети, как законнорожденные, так и внебрачные, воспитывались вместе.
Определенную реакцию на сексуальные связи вызвало распространение сифилиса, завезенного моряками Христофора Колумба в 1494 г. Эпидемия началась в Неаполе и быстро распространилась по всей Европе, вызывая ужас. Император Максимилиан объявил, что это кара за распущенность. Врачи стали изучать эту болезнь, появились трактаты, посвященные ее лечению. Те, кто хорошо знал античность, отмечали, что уже Гиппократ описал эту болезнь. Хотя многие рецепты лечения кажутся нам сегодня наивными, они все же внесли свой вклад в познание клиники этой болезни и методов борьбы с ней. Лечение с помощью ртути, рекомендованное итальянским врачом Джованни де Виго, применялось в Европе уже около 400 лет.
Несмотря на такую драматическую ситуацию, в период Ренессанса формируется более позитивное отношение к сексу. Папский двор подвергается обмирщению. Политика церкви стала больше касаться земных дел. Чувственность, эротизм, индивидуализм стали типичными мотивами культуры итальянского Ренессанса. Появляется так называемый Олимп художников, артистов, на частную жизнь которых не влияли суровые обычаи.
В литературном, поэтическом творчестве иногда встречаются порнографические сюжеты. Новая мода отражает изменения нравов. Прежняя скромность и аскетизм уступили место экспрессии эротизма: у мужского костюма имелся в паху мешочек, экспонирующий гениталии, женщины обнажали плечи и грудь. Более терпимым стало отношение к гомосексуализму, правда, только в мире художников, артистов. Внебрачное происхождение перестало быть проклятием. Куртизанки представлялись как дамы.
Массовое распространение инфекционных заболеваний, уносящих многие жизни, вызывало страх перед сексом, что усугубляло положение женщин, поскольку они рассматривались как источник опасности и искушений. Стремление регламентировать их сексуальную жизнь привело к росту контроля над ними. В некоторых областях муж должен был платить своему епископу, священнику за привилегию спать со своей женой в брачную ночь. Широко применялись пояса целомудрия. Моральное разложение высших социальных слоев и папства порождало оппозицию, представители которой требовали реформ.
Реформация и контрреформация. Основные взгляды Лютера на секс отражали сугубо мужскую точку зрения. Согласно этим взглядам, главное назначение женщины - сопутствовать мужчине. Секс допускался лишь в рамках брака. Лютер отрицательно относился к проституции, был сторонником безбрачия священников, но позже изменил свои взгляды на безбрачие и сам создал семью. Сохранились свидетельства того, что он был хорошим мужем и заботливым отцом.
Критическая оценка безбрачия реформаторами, вступление в брак Лютера, Цвингли, Кальвина и последующее отвержение безбрачия вызвали почти революцию нравов. Духовенство активно заключало браки, и на протяжении одного поколения в протестантских странах в его среде почти исчезло безбрачие. Противники Реформации приписывали эти изменения действию сатаны. Эразм Роттердамский, осторожно балансирующий между разными лагерями, остроумно написал, что сложившаяся ситуация напоминает Троянскую войну. Лютер несколько смягчил законодательство о браке, например признавалось право на развод в случае бесплодия жены или мужа. Этим немедленно воспользовались королевские династии для расторжения старых и заключения новых браков по политическим мотивам!
Когда Реформация охватила половину Европы, в Триденте собрался собор (1545-1563), на котором в числе других вопросов обсуждались вопросы брака и секса. Брак был признан неразрывной святостью и подчинен контролю Церкви. На брачной церемонии необходимо было присутствие двух свидетелей помимо священника. Другим нововведением стало согласие родителей невесты на заключение брака. В это время, можно сказать, организовывается поход против секса. Появляется индекс запрещенных книг, в котором одной из первых стоит "Декамерон". Цензура церкви заинтересовалась искусством. На многих художников оказывалось давление, в частности на Микеланджело, ему внушали, чтобы он работал согласно новым критериям, придерживался церковных канонов. Особенно придирчивого ватиканского чиновника Биаджио де Цесену Микеланджело изобразил в Сикстинской капелле, поместив его в аду. Только благодаря опеке папы Павла III художника не преследовали за свободомыслие. Когда же на престол взошел новый папа - Павел IV, отношение к Микеланджело резко ухудшилось.
Его картины переписывались в тонах, угодных церкви, прикрывалась нагота изображенных на них фигур святых. Не удалось спасти картину художника на мифологический сюжет, изображающую Леду с лебедем. Пытаясь сохранить картину, ее отослали во Францию, ко двору либерального Франциска I, но и там настали другие времена, пуританский министр Людовика XIII приказал ее сжечь.
Под надзор цензуры попала и литература. "Декамерон" издавался в урезанном виде, пересматривались сюжеты старых произведений, а в новых проповедовался аскетизм. Тирсо де Молина явился провозвестником анти-тридентских настроений. Своеобразным выражением этих настроений стал образ Дон Жуана, воплощающего чувственность. Кальвин рассматривал эпидемию сифилиса как божью кару за распущенность и настаивал на повышении требовательности к нравственным устоям. В кальвинистских общинах была объявлена война супружеским изменам, пьянству, азартным играм, широко распространялось мнение, что бог создал женщину не только для того, чтобы она рожала детей, удовлетворяла сексуальные потребности мужчины, но и для того, чтобы быть его спутницей жизни.
В ответ на Реформацию католическая Церковь стала ужесточать требования к сексуальной жизни. Все сильнее подчеркивалось, что брак нерасторжим. По отношению к духовенству сохранялось безбрачие, усиливались дисциплинарные требования к его жизни. Запрещались все внешние проявления сексуальности. Именно в это время был издан приказ (о котором говорилось выше) закрасить наготу на фигурах, изображенных Микеланджело, из Ватиканского государства были изгнаны проститутки. В протестантских и католических государствах светские власти также начинают все больше вмешиваться в нравы и обычаи людей. Понятие греха против природы было трансформировано в понятие преступления против природы.
В период Ренессанса либеральное отношение к сексу и телу оказалось кратковременным. Эпидемия сифилиса, страх перед этой болезнью. Реформация и контрреформация возвратили Европе традиционно недоброжелательное отношение к сексу. Позднее здесь появились новые направления: пуританство, викторианство, романтизм, либертинство, Просвещение, которые еще предстоит специально исследовать. Вплоть до XX в. отношение к вопросам интимной жизни принципиально не менялось. Сексуальные обычаи в большинстве стран Европы оставались по существу без изменений. Этого избежали лишь либертинская и пуританская культуры.
В период с XVI по XVIII в. обычаи в Европе оставались относительно стабильными. В католических государствах указания Тридентского собора были внедрены в жизнь, а в протестантских странах развивалась новая культура, в основу которой были положены мещанские добродетели. В период царствования Людовиков Франция стала центром развития не только культуры, литературы, хорошего вкуса, моды, стиля поведения, но и сексуальных обычаев. Стиль жизни при дворе Людовиков перенимался другими королевскими дворами, а позднее и аристократическими семействами.
Сексуальные обычаи в католических и протестантских странах несколько отличаются. Однако большее влияние оказывала на них социальная, а не религиозная дифференциация. Повседневная нравственность мещан, аристократов, королевских дворов, дворянства, крестьян существенно различается. Париж бросил вызов христианским обычаям, создав новую придворную нравственность, свободную от запретов в сексуальных отношениях. Возникает и расцветает в Европе институт королевских фавориток. Как отмечали многие, период великих фавориток не имел равных до этого и полтора века был курьезом тогдашней Европы.
При дворе Людовиков существовала даже определенная иерархия среди близких королю женщин. На первом месте стояла жена, которая происходила из королевского рода. На втором месте была maitresse en titre, и, хотя ее положение не являлось пожизненным, а зависело от настроения монарха, тем не менее она могла оказывать влияние на жизнь королевского двора и целого государства. Далее шли фаворитки, которые ненадолго овладевали сердцем короля, некоторые лишь на одну ночь.
Период накануне Великой французской революции многим представлялся эротическим раем. Талейран утверждал, что, кто не знает этого периода, тот не знает, что значит приятная жизнь. Победившая революция провозгласила моральную чистоту, уважение к семье, любовь рассматривалась как добродетель, измены как рецидивы прежнего образа жизни. Имелись также и антифеминистские настроения, возникшие под влиянием идей Руссо. Женщинам рекомендовалось заниматься делами, относящимися к их женской природе, суфражистки были лишены своего клуба в Париже. Любое феминистское движение подавлялось. Наряду с этим были введены гражданские браки и разводы, созданы учреждения, заботящиеся о детях, не имеющих родителей.
Мария-Терезия - австрийская эрцгерцогиня, которая провела ряд административных и других реформ, издает "директорат", согласно которому женщинам предписывалось одеваться на античный манер. Возникает неоклассический стиль. Гиперсексуальная Терезия, по происхождению креолка, стремилась ослабить строгости в сексуальных отношениях. Считалось, что дамы в этот период смягчили спартанский характер революции. Благодаря появлению внебрачных детей Франция не стала пустыней, утверждали некоторые публицисты. Модным становится употребление "кантаридина", приготовленного из шпанских мушек, оказывающего якобы сильно возбуждающее сексуальное воздействие.
Во времена Наполеона, которому не чужды были пуританские взгляды, был введен санитарный контроль за проститутками. Многочисленные войны склонили Наполеона к послаблению нравов в армии. Появилась модель галантного воина, покоряющего дамские сердца. Лучшим тому примером служил сам Наполеон. Его поведение в Египте напоминает историю царя Давида и Батшебы - и здесь на линию фронта мужчине посылалась вожделенная женщина, видимо, сама обстановка помогала сокрушить ее сопротивление. Многочисленные романы Наполеона были широко известны, однако он не любил оргии, садизм, стремился сохранить о себе мнение как об изысканном сердцееде. Его сексуальная энергия казалась неисчерпаемой. Во время изгнания на Эльбе у него были три метрессы. В своем последнем слове он просил передать жене Марии Луизе свое сердце с посланием: "Я не перестал тебя любить".
В период Реставрации во Франции одним из первых актов был акт об отмене права на развод. Измена мужа не давала оснований для развода, за исключением случаев, когда он приводил любовницу домой. Этот закон действовал вплоть до 1884 г. Меттерних ввел стиль "политического будуара", это означало, что благодаря романам можно успешно овладевать политическими секретами.
Мы приближаемся к временам Венского конгресса (1814-1815), когда образцом мужской элегантности становится Лондон, а женской - Париж. Вену называли королевством проституции, на восемь мужчин здесь приходилась одна проститутка. Большинство из них сотрудничали с полицией. В 1811 г. на четыре брака был один конкубинат, а в 1847 г.- уже один на два брака. В 1820-1840 гг. в Австрии насчитывалось 1 млн внебрачных детей. Традиционная семья распадалась. Но приближался период романтизма, который принес новые обычаи, новое отношение к сексу.
Романтическое направление. Романтизм соединил любовь и секс, придав им налет "мировой скорби", страдания, наделив их определенной дозой мазохизма. Он провозгласил идею любви страждущей, несчастной, несбывшейся. Важную роль в распространении этих идей играла литература. Произведения лорда Байрона и его яркая, полная приключений жизнь, сочинения Гейне, Гёте завораживали читателей. Самоубийства приняли массовый характер. Мужчины становились сентиментальными, а женщины- невротическими. Модными были чувствительные романы. В то же время в литературе утверждалось реалистическое направление, явившееся своеобразным вызовом сексуальному мазохизму. Стендаль в книге "Психология супружества" высказал идею, что следует до брака подбирать себе сексуального партнера. Бальзак обратил внимание на эротизм женщины и считал, что мужчина должен познать его тайны. Он утверждал, что "длительность брака зависит от первой ночи". Эти идеи были для той атмосферы прямо-таки революционными, утверждавшими право женщины на сексуальную удовлетворенность.
Жорж Санд написала более ста романов и повестей. Она соединяла романтизм £ эротизмом, смело описывала сцены в спальне. В ее повести "Лелия" встречаются даже эксгибиционистские и нарцистические мотивы. Жорж Санд становится символом независимой, свободной, сексуальной женщины. Однако ее популярность, носящая довольно скандальный характер, вызывала двойственные чувства, и она не имела много последовательниц. Европа была окрашена различными цветами романтизма и глубоко скрывала под его слоем традиционные черты своей культуры. В свете этого любопытна реакция на новый, модный тогда танец - вальс. На пути его триумфального шествия от Вены до окраин Европы поднималась волна протестов. Лорд Байрон приписывал ему эротоманский подтекст. Аристократия называла вальс плебейским танцем, не приняли его и английские джентльмены. Альфред де Мюссе видел в нем проявления эксгибиционизма. Однако это не сдержало растущей популярности вальса, который опосредованно выражал изменение эротических отношений и сокращал дистанцию между полами.
Становление буржуазной европейской культуры. Это становление связано, в частности, с распространением двойной морали. Мужчины имели большую сексуальную свободу, от женщин же все чаще требовались сдержанность и добрачная чистота. Последнее держало в страхе многие семьи. Если дочь утрачивала девственность, то ее шансы выйти удачно замуж сходили на нет. Неудивительно, что усиливается "опека" над девицей на выданье, разрабатывается сложный ритуал встреч барышни с мужчинами. Девушки из богатых буржуазных и помещичьих домов воспитывались в строгости, они обучались в монастырских школах. Их эротизм всячески подавлялся, что приводило к различным последствиям. У одних женщин это вызывало заторможенность и холодность, у других - повышенную возбудимость и оргиастические потребности. Добрачные и внебрачные контакты были "запретным плодом". Насколько удачными были браки в этот период, видно из письма анонимного автора от 1847 г. Из текста следует, что в основном преобладали несчастливые браки, удачные фраки встречались крайне редко.
Во второй половине XIX в. из Англии хлынула волна пуританства. В разной степени она коснулась многих стран Европы, повлияла на нравы и обычаи различных социальных слоев. Как далеко проникало влияние пуританства, свидетельствуют хотя бы мемуары, написанные польскими авторами. Например, Богуслав Лонгшамп де Берье, воспитанный на окраине Польши, в помещичьей среде, так описывает свою сексуальную инициацию: "Но пришло потрясение, которое положило конец детской идиллии. На кухню часто приносила кур и яйца молодая вдова, Маланка. Всегда одета как к церкви, в красном чепце и кораллах, в красной запаске, с кудрями, заканчивающимися узлом красной ленты, всегда в новых желтых башмаках. Она шутила, играла в прятки, а уж живая и ловкая была, часто обхватывала и крепко прижимала. Раз встретив его около своей хаты, пригласила к себе. На детство упала тень греха, борьба с ним постоянна и наиболее трудна в годы созревания. Грусть, покаяние, беспокойство и опасность... Вместе с этим закончилось и счастливое детство".
Конечно, пуританство и сексуальный ригоризм не носили всеохватывающего характера. В то время существовали и другие направления в интимной жизни. Да и Наполеон III с его эротоманскими устремлениями сдерживал проникновение новых влияний из Англии. Парижские художники проповедовали свободу нравов, утверждая красоту "обнаженного тела", а Жан Батист Карпо ставил в Парижской Опере танцы с обнаженными танцовщицами.
Однако цензура нравов постепенно росла. Бодлер должен был пройти покаяние за свои "Цветы зла", а Ксавьер де Монтепен за свое творчество попал в тюрьму. Дюма описывал в своих произведениях двойную мораль и ханжество. О раздвоенности нравов этой эпохи свидетельствуют, например, творчество и личная жизнь Л. Захер-Мазоха, Э. Золя, Ибсена, П. Верлена, О. Уайльда. Двойная мораль послужила одной из причин увеличения психических заболеваний, что стало предметом исследования психоаналитиков. Действительно, многочисленные невротические симптомы возникали на сексуальном фоне. За психические нарушения той эпохи нам и сейчас еще приходится расплачиваться, ибо они сохраняются в сознании многих наших современников.
|