Юлии Тимошенко предъявили обвинение по "газовому" делу
24 мая Юлии Тимошенко предъявили обвинение в превышении власти и служебных полномочий при заключении газовых соглашений с Россией.
Это уже третье уголовное дело, которое Генпрокуратура Украины возбудила против Тимошенко за последние полгода. В день предъявления обвинения Тимошенко провела в стенах ГПУ около 7 часов.
Несостоявшийся арест
Дело о газовых контрактах
Третье дело против Тимошенко касается заключенных между Украиной и РФ соглашений о купле-продаже российского газа и его транзите через Украину с 2009 по 2019 годы. Тимошенко и Владимир Путин в Москве договорились о том, что базовая цена за тысячу кубометров газа для Украины составит 450 долларов. Бывший тогда президентом Виктор Ющенко говорил, что премьер Тимошенко пошла против его воли и даже не дождалась решения правительства по этому вопросу. Позже Виктор Янукович сказал, что эта цена поставила экономику Украины на грань краха. Уголовное дело имеет гриф "секретно", но известно, что ущерб, нанесенный Украине экс-премьером, оценивается более чем в 1,5 миллиарда гривен. Самый непростой день для Юлии Тимошенко в ее (как минимум публичной) жизни после окончания президентской кампании 2010 года едва не закончился арестом бывшей "газовой принцессы". Утром 24 мая начальник отдела Генпрокуратуры по расследованию уголовных дел в сфере служебной деятельности Олег Пушкарь заявил, что Печерский суд вынес постановление о задержании экс-премьера за то, что она регулярно срывала следственные действия. Сама Тимошенко находилась в здании ГПУ, и было непонятно, выйдет ли она наружу (и если выйдет, то когда) как свободный человек или ее оттуда отвезут в СИЗО.
Экс-премьер призвала на помощь своих соратников, которые осадили здание ГПУ и заблокировали выездные ворота. В поддержку Тимошенко начали высказываться европейские политики: например, в Европейской народной партии (Христианские демократы) потребовали прекратить "политически мотивированное давление" на экс-премьера.
В течение дня власть отмалчивалась, и только ближе к вечеру первый заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин объяснил, что Тимошенко осталась на свободе только потому, что пришла в ГПУ 24 мая. По его словам, экс-премьер ранее неоднократно не являлась на допросы, и ГПУ пришлось бы арестовать ее (прокуроры, действительно, не раз предупреждали о возможной смене меры пресечения с подписки о невыезде на арест), чтобы предъявить обвинение по доследованному делу о газовых контрактах.
После выхода из ГПУ Тимошенко в эфире 5 канала призналась, что не собиралась идти в Генпрокуратуру 24 мая, но накануне ей позвонили из администрации президента и "по-человечески" предупредили о грозящем аресте. "Я знала, что в прокуратуре готовится арест. Я даже в 23 часа ночи вчера записала обращение к народу Украины", - рассказала Тимошенко.
Возвращение в политику
Арест Тимошенко стал бы для нее огромным подарком от власти, хотя Янукович и его команда и без того уже сделали немало, чтобы вернуть экс-премьеру былой тонус.
После того как Юлия Тимошенко в начале 2010 года проиграла сражение за президентский пост Виктору Януковичу, она захандрила. Партия "Батькивщина" оказалась в глубоком кризисе, члены фракции БЮТ в Верховной Раде начали один за другим уходить к врагам из Партии регионов (в мае 2011 года в БЮТ осталось 105 депутатов), свои претензии на роль главного предводителя недобитой "оранжевой" оппозиции предъявил возмужавший Арсений Яценюк.
В какой-то момент еще недавно претендовавшее на оригинальность мнение, будто политическая звезда Тимошенко закатилась, стало общим местом. О экс-премьере и самом ярком украинском политике нулевых годов стали забывать. Забыли же (и очень быстро) об экс-президенте Украины Викторе Ющенко, который напоминает о себе теперь лишь как пчеловод или музейный работник.
Неожиданный подарок Тимошенко преподнес ее извечный конкурент, соперник и партнер Янукович. В апреле 2010 года на Украине запахло жареным: на правительство Тимошенко завели 30 уголовных дел. В мае ее вызвали на допрос по старому уголовному делу, а в декабре грянул гром: против Тимошенко возбудили уголовное дело за нецелевое расходование 480 миллионов евро, полученных Украиной от продажи квот на выброс парниковых газов. Выяснилось, что Тимошенко взяла да и потратила эти средства не на охрану окружающей среды, как полагается, а на выплату пенсий.
В январе 2011 года на Тимошенко завели второе уголовное дело (за превышение служебных полномочий при закупке автомобилей "скорой помощи"), после чего можно было с уверенностью сказать, что она вернулась в большую политику. Держать удар и бороться за собственное выживание (неважно, идет речь о сохранении свободы или власти) ей не привыкать. Тут она чувствует себя как рыба в воде.
Статья 365 часть 3. Превышение власти или служебных полномочий Действия (Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если они причинили существенный вред государственным или общественным интересам - "Лента.Ру"), предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Уголовное преследование со стороны властей позволило ей вновь стать едва ли не главным ньюсмейкером страны. Поспорить за эту роль с ней этой весной мог разве что экс-президент Украины Леонид Кучма, которого вдруг (спустя годы) все-таки обвинили в причастности к смерти журналиста Георгия Гонгадзе. Правда, к маю 2011 года Кучма отошел на второй план, а его место занял умирающий от голода экс-глава МВД Юрий Луценко.
На ознакомление с "газовым" делом Тимошенко дали неделю. Судя по всему, власти намерены побыстрее усадить экс-премьера на скамью подсудимых (с первыми двумя делами, объединенными в одно, пока не заладилось). Международный и уж тем более всеукраинский резонанс обвинению, по которому Тимошенко грозит до 10 лет лишения свободы (которых ей, конечно, не дадут), обеспечен.
Биография и послужной список "газовой принцессы" Тимошенко скоро украсятся новым свидетельством беспощадности и несправедливости ее врагов. И нельзя исключить, что через какое-то время она пересядет со скамьи подсудимых или даже тюремных нар в кресло президента, которое она так страстно алчет.
|