Неприятные "Известия": скандал вокруг издания набрал обороты
Конфликт между акционерами и редакцией газеты "Известия" назревал давно. Возможно, с февраля 2011 года, когда курировать издательский дом стал Арам Габрелянов, основатель газеты "Жизнь" и проекта Lifenews, а возможно - с апреля, когда главным редактором издания стал Александр Малютин. В любом случае, "вскрылся" конфликт только в начале июня, когда выяснилось, что большая часть "старых" "Известий" будет уволена.
Бунтовщики
"Известия" имеют репутацию едва ли не самой неспокойной газеты в России. За последние 20 лет редакция бунтовала там по крайней мере несколько раз. Сначала - в августе 1991 года, когда главным редактором издания был избран Игорь Голембиовский, а сама газета объявила о своей независимости от партии и отказалась быть органом Верховного совета СССР. Потом - в 1997 году, когда акции "Известий" скупили "Лукойл" и Онэксим-Банк, фактически лишив Голембиовского власти в издательском доме. Тогда, в 1997 году, журналист с 35-летним стажем не растерялся и основал "Новые известия", забрав с собой часть редакции.
После ухода Голембиовского "Известия" спокойнее жить не стали. Недовольство редакции вызывал, например, Раф Шакиров (главный редактор газеты в 2003-2004 годах): резонансным стал, в частности, уход Юрия Гладильщикова, который опубликовал открытое письмо Шакирову, обвинив его в профнепригодности.
Меньшего масштаба "бунты" случались и позднее, но скандал 2011 года, вероятно, станет самым крупным в истории "Известий" новейшего времени. Ведь сейчас речь идет фактически о сохранении всего коллектива издания, а вполне возможно, и о сохранении бумажной версии газеты вообще.
Немного истории
Редакция "Известий" с советских времен располагается в здании на Пушкинской площади, из-за чего вопрос финансирования газеты никогда не стоял особенно остро. Ведь стоило "Известиям" сдать в аренду часть здания, как тираж можно было сокращать вдвое: никакая реклама в издании не может принести столько денег, сколько офисные площади в центре Москвы.
И все же, несмотря на это, "Известия" оставались убыточными. По данным за первые 9 месяцев 2010 года, убытки газеты составили 50 миллионов рублей (данные главы News Media Арама Габрелянова), а 70-90 процентов прибыли формировалось за счет сдачи помещений в аренду.
Вероятно, именно это и подтолкнуло акционеров к реформированию "Известий". В феврале 2011 года в газету пришел Арам Габрелянов: он оставил за собой пост руководителя News Media, добавив к ней должность заместителя гендиректора "Национальной медиагруппы". В НМГ, которой к концу 2000-х стали принадлежать "Известия", Габрелянов должен был заняться интернет-проектами и самими "Известиями".
На новом месте Габрелянов осматривался недолго: уже в апреле в издании сменился главный редактор: вместо Виталия Абрамова, руководившего "Известиями" с 2009 года, пришел Александр Малютин, известный Габрелянову по работе в "Маркере". Малютин должен был "осовременить" "Известия": сделать новый сайт, приложения для iPhone и iPad, усилить деловой блок.
Что получилось?
Малютин на новом месте тоже не стал долго осматриваться. Уже в конце апреля стало известно, что издание переезжает на новое место: поближе к Life News и "Маркеру" и подальше от офиса на Пушкинской площади, который и кормил газету. "Здесь нет покушения ни на старину, ни на историю. Только бизнес", - объяснял это решение в интервью порталу BFM.Ru Арам Габрелянов.
Осуществить переезд в "Известиях" планировали за выходные 4-5 июня. Переезд должен был стать выборочным: вместе с изменением прописки "Известия" хотели поменять часть коллектива. По словам самого Малютина, часть журналистов уволились сами, так как не хотели покидать Пушкинскую площадь, часть - была уволена руководством. Всего, по подсчетам нового главреда "Известий", штат газеты сократился на 60 процентов.
Естественно, что такой лихой ход не мог понравиться "старой гвардии". 5 июня она собралась в редакции на Пушкинской площади и решила напомнить о себе грозным открытым письмом. Суть его сводится к следующему: если уж и увольнять журналистов, то увольнять по-честному, а не с помощью хитрых приемов, которые направлены на то, чтобы не платить увольняемым компенсации.
Самому письму нельзя отказать в по-настоящему зощенковской абсурдности (чего стоит хотя бы фраза: "Арам Габрелянов забрал из редакции `Известий` глобус, оцифрованный фотоархив и 38 сотрудников, включая корректоров и верстальщиков"), но самое важное в нем, конечно, не в стиле. Самое важное в юридических тонкостях: по данным журналистов, изданием "Известий" занимается теперь не ОАО "Редакция газеты `Известия`, а ООО "Айньюс". Так вот Малютин, пишет "старая гвардия", вступил в должность в "Айньюс", но не в "Редакции газеты `Известия`", а журналисты все еще работают в этом самом ОАО. Таким образом, решения Малютина в "Известиях" считают незаконными.
Для переговоров с Габреляновым "Известия" выбрали себе руководителя: заместителя главного редактора Сергея Мостовщикова. Его, кстати, по замыслу Малютина с Пушкинской площади забирать не планировалось: он должен был покинуть издание.
Что теперь будет?
Арам Габрелянов, судя по данным различных СМИ, хочет в ближайшее время значительно усилить сайт "Известий", переключив именно на него основную часть редакции издания. Как это у него получится, можно узнать уже совсем скоро: пока сайт "Известий" находится на реконструкции, но открыть его планируется в полдень 7 июня. Кроме того, среди сотрудников "Известий" бытует мнение, что из издания будут делать деловую газету типа "Ведомостей" или "Коммерсанта".
По словам Малютина, "бунт" в газете никак не скажется на издании "Известий": они вышли в понедельник, выйдут во вторник и среду. В интервью РИА Новости он заявил, что с Пушкинской площади уже взято все "самое живое и правильное" (как тут не вспомнить "глобус и оцифрованный фотоархив"!), а поведение недовольных журналистов Малютин охарактеризовал как "идиотизм": "Кто-то из них говорил: `Я аналитик, и не буду писать новости`. Другой говорил: `Я не буду работать с этим человеком". Это идиотизм`", - цитируют Малютина РИА Новости.
Таким образом, новый главред "Известий" показал, что церемониться со "старой гвардией" никто не собирается. Так что переговоры между Мостовщиковым и Малютиным должны получиться напряженными: одному нечего терять, за другим стоят деньги, Габрелянов и "Национальная медиа группа".
Не только "Известия"
Ситуация в одном из самых старых изданий России давно уже вышла за пределы внутриредакционной склоки. Случилось это благодаря двум журналистам: Ксении Лариной (обозревателю "Эха Москвы") и Демьяну Кудрявцеву ("Коммерсантъ"). 5 июня Ларина написала в своем Facebook пост, который можно привести целиком: "вот совершенно их не жалко. прогибались под каждую шестерку, стелились под решения ЦК, любую назначенную сверху серятину принимали, терпели цензуру, поливали `либеральную прессу`, а теперь - `коллеги. помогите`. Удавитесь со своим арамом".
В числе прочих этот пост откомментировал и Демьян Кудрявцев. Его мысль заключалась в том, что у "Известий" репутация, конечно, сильно подмочена, но ведь в беде оказались какие-никакие, а коллеги, и им следует помочь, потому что в такой ситуации в России может оказаться каждый.
По всей видимости, между двумя этими полюсами и будет крутиться дискуссия об "Известиях" в дальнейшем. Собственно, она уже крутится: кто-то, как и Ксения Ларина, совсем не жалеет "Известия", кто-то ругается на Мостовщикова (см. комментарии Игоря Свинаренко к этому посту), кто-то - сочувствует уволенным (см. комментарии Бориса Бермана к посту Ксении Лариной).
В общем, "Известия" заметно оживили медиа-рынок, едва не погрузившийся в летнюю спячку. Да и реклама обновленному сайту издания получилась что надо.
|