Дело освобожденных пилотов грозит "разбором полетов"
Несмотря на освобождение накануне в зале суда осужденных ранее в Таджикистане на 8,5 года тюрьмы летчиков российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd. Владимира Садовничего и Алексея Руденко, в "деле пилотов" вряд ли поставлена точка.
Как предположил источник в российском руководстве, в связи с историей, которая резко обострила и без того непростые отношения между РФ и Таджикистаном, российские власти проведут разбор полетов, по итогам которого ответственные лица будут наказаны.
Как пишет газета "Коммерсант", которую цитируют "Заголовки", выяснилось, что президент узнал о деле пилотов не из доклада своих подчиненных, как следовало ожидать, а из прессы. Пока в МИД РФ празднуют освобождение летчиков, называя его "дипломатической победой России".
В минувший вторник Садовничий и Руденко были освобождены в зале суда, после того как кассационная комиссия суда Хатлонской области отменила приговор низшей инстанции. Срок заключения каждому был уменьшен до 2,5 года, за счет объявленной в августе амнистии срок уменьшили еще на два года. Так как пилоты до суда провели за решеткой те самые шесть месяцев, которые оставались после смягчения приговора, суд решил, что они свое наказание отбыли и могут быть свободны.
Летчиков обвиняли в незаконном пересечении границы и контрабанде (полуразобранного авиационного двигателя, обнаруженного на борту одного из двух Ан-72). Как подчеркнул председательствовавший в суде в Курган-Тюбе Алишо Курбонов, принятое решение не означает невиновности летчиков, все прежние обвинения в силе. По решению таджикского суда самолеты Ан-72, на которых Садовничий и Руденко прилетели в Таджикистан, также остаются конфискованными.
"Таджики уперлись рогом", объясняют в МИД РФ сложности в деле
В МИД РФ признают, что добиться победы в деле летчиков было непросто. Источник "Коммерсанта" на Смоленской площади признался, что дипломаты еще до суда рассчитывали, что в Душанбе будут настроены конструктивно и вскоре отпустят летчиков. "Но они уперлись рогом", - посетовал собеседник газеты. По мнению дипломата, процесс по делу летчиков первоначально мог быть местью за приговор осужденному в РФ за торговлю наркотиками Рустаму Хукумову - сыну главы ГУП "Таджикская железная дорога" и родственника президента Эмомали Рахмона Амонулло Хукумова.
Источники издания в МИД утверждают, что никаких экстраординарных действий для освобождения летчиков России предпринимать не пришлось, а "рутинная" кампания по задержанию таджикских трудовых мигрантов имела "лишь вспомогательный эффект". На самом же деле, чтобы добиться отмены приговора, российские власти "нажали на пару рычагов, незримых для широкой публики" - среди них "предметный разговор" с руководством Таджикистана.
Эксперты с таким утверждением не согласны и считают, что решающим образом повлияла именно ясно осознанная властями Таджикистана угроза массовой высылки своих граждан, работающих в России. По словам представителей таджикской диаспоры в Москве, после того как пилоты оказались на свободе, гонения на таджиков в столице "практически прекратились".
Теперь высокопоставленные российские источники предполагают, что, несмотря на благополучный исход для осужденных пилотов, дипломаты будут наказаны за просчеты. Собеседник "Коммерсанта" в одном из ведомств, участвовавших в разрешении конфликта, считает, что неприятные вопросы могут быть заданы и послу в Таджикистане Юрию Попову.
Как выяснилось, руководство страны не было поставлено в известность сразу после задержания Садовничего и Руденко (оказалось, что президент Дмитрий Медведев узнал о деле из газет спустя несколько месяцев после ареста летчиков), хотя дипломаты писали ноты к таджикским властям и пытались самостоятельно решить проблему. В то же время остается непонятным и то, почему руководство Rolkan Investmens Ltd. обратилось за помощью к дипломатам только в мае - через два месяца после ареста пилотов.
Летчик Садовничий уверен, что целью их дела была конфискация самолетов
Владимир Садовничий в интервью газете "Комсомольская правда" предположил, что летчиков подставили, чтобы отобрать самолеты. По его словам, после приземления в Курган-Тюбе, к ним подошли не представители авиакомпании, как можно было ожидать, а сотрудники госбезопасности, первым вопросом которых был: "Вы афганская армия?" Как считает Садовничий, таджиков "использовали втемную", сообщив, что два самолета с неизвестными целями со стороны Афганистана незаконно пересекли границу и идут на посадку в Курган-Тюбе. "Им просто дали дезу, с этого началось", - уверен пилот.
Как рассказал авиатор, сначала их держали в гостинице, при этом все время настоятельно рекомендовали не поднимать шум и не обращаться в посольство и в прессу. После того, как экипажи пригрозили местным силовикам, что они приедут к президентскому дворцу в Душанбе и объявят сидячую забастовку, командиров отправили в СИЗО, а членов экипажей отпустили на свободу.
Садовничий признался, что сидеть в тюрьме было тяжело. "Стало ясно, что Восток - дело тонкое, все непредсказуемо. Дело было плевое, мы понимали, какая сила задействована, а мы были просто рычагом, с помощью которого отберут самолеты", - сказал летчик.
Как считает Садовничий, отменив первый приговор, таджики "сохранили свое лицо": "Им надо было сделать нас виноватыми, они это сделали. Сейчас мы все равно виноватые, но они как бы добрые".
По данным газеты "Московский комсомолец", Владимир Садовничий планирует прибыть в Москву 24 ноября. Накануне вечером летчик встретился с послом РФ в Душанбе Юрием Поповым. В среду в диппредставительстве пройдет пресс-конференция с участием освобожденного авиатора.
Напомним, Владимир Садовничий и Алексей Руденко и экипажи пилотируемых ими самолетов были задержаны в Таджикистане 12 марта. Два самолета Ан-72 направлялись в Россию из Афганистана, где занимались транспортировкой гуманитарных грузов. По словам пилотов, у них была устная договоренность с авиационными властями Таджикистана о транзитной посадке и дозаправке. Однако при подлете самолетов к аэропорту "Курган-Тюбе" диспетчер сообщил, что в посадке им отказано. Из-за опасений, что топлива для возвращения в Кабул не хватит, Садовничий и Руденко решили все же посадить машины. Их взяли под стражу и до мая держали в гостинице, после чего экипажи были отпущены, а командиров поместили в СИЗО. 8 ноября суд приговорил Садовничего и Руденко к 8,5 года лишения свободы за незаконное пересечение границы и контрабанду.
|