ГАИ может перестать выезжать на ДТП
Руководитель Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор) Илья Ломакин-Румянцев предлагает перейти на упрощенный порядок оформления ДТП.
По его словам, необходимо внести изменения в действующее законодательство с тем, чтобы разрешить участникам ДТП в ряде случаев, когда речь не идет о тяжких последствиях, самостоятельно устанавливать вину. Участники аварии в состоянии сами составить требуемый страховщиками протокол и определить виновных, считает И.Ломакин-Румянцев.
Нововведения, предлагаемые Росстрахнадзором, позволят существенно упростить действующий механизм оформления ДТП, что приведет к уменьшению "пробок" на дорогах. Упрощенный порядок оформления аварий существует сегодня во многих странах мира. В российских же реалиях в настоящее время вину определяет сотрудник ГАИ в соответствующем протоколе. По мнению некоторых экспертов, оформление аварии самими ее участниками тем более уместно, если учесть, что 98,5% страховых возмещений сегодня касаются ущерба, нанесенного автомобилям, и лишь 1,5% выплат приходится на возмещение ущерба жизни и здоровью граждан.
Между тем, по данным Росстрахнадзора, до 20% требований о страховом возмещении в рамках ОСАГО являются "страховыми мошенничествами". С момента действия закона ОСАГО в надзорное ведомство поступили обращения от более 2 тыс. граждан. И хотя эта цифра незначительна по сравнению с 20 миллионами застрахованных автовладельцев и более 1 млн. пострадавших в ДТП в течение одного года, понятно, что упрощение процедуры оформления ДТП лишь увеличат мошенничества. К тому же, большинство обращений граждан в надзорное ведомство связано с необоснованным отказом страховых компаний в выплатах, занижением страхового возмещения, неверному расчету страхового тарифа, а также нарушением сроков выплат.
Согласно исследованиям компании НАСТА, 80% получателей выплат по ОСАГО удовлетворены оценкой ущерба, проведенной силами страховщика, остальные 20% выражают свое несогласие по той или иной причине. По мнению президента компании Сергея Ефремова, избежать недовольства можно, уточнив ряд положений, регламентирующих документы по ОСАГО. "В частности, получателю выплаты предлагается представить страховой компании справку о ДТП из ГИБДД. На самом деле мы требуем от клиента представления двух форм - 13 и 31. Первый документ фиксирует повреждение транспортного средства, а во втором указано, какие участники присутствовали в ДТП, какие правила и кем были нарушены. Однако, поскольку в законе такое уточнение не указано, застрахованные по ОСАГО оспаривают наши правила", - сетует представитель НАСТА. Также, по словам страховщика, проблемы возникают в случае, если к моменту оформления выплаты транспортное средство было продано, полностью отремонтировано или находилось в другом регионе, когда представить автомобиль для осмотра страховщику не представляется возможным.
Как пояснил С. Ефремов, страховщики внимательно анализируют основания для проведения страховой выплаты не от хорошей жизни. Ссылаясь на результаты исследования НИИ МВД, он отметил, что около 32% страховых выплат по ОСАГО приходятся на долю мошенников.
Избежать бюрократической сумятицы, по мнению генерального директора "АльфаСтрахования" Владимира Скворцова, позволит введение системы, при которой клиент страховщика мог бы придти за выплатой по ОСАГО не к компании виновной стороны, а непосредственно к нему. Напомним, намерение заключить соглашение о взаимном урегулировании убытков и введении единой системы стандартов изъявляли ранее РОСНО, "РЕСО-Гарантия", "АльфаСтрахование", "Ингосстрах" и СК "Согласие". Этот эксперимент позволит получить выплату по ОСАГО в своей компании клиенту в том случае, если виновник ДТП был застрахован в одной из перечисленных компаний.
Пока же, считают эксперты, говорить об упрощении процедуры оформления ДТП рано. Необходимо еще избавиться от ситуаций, когда аварийные комиссары за выезд для проведения оценки ущерба на место ДТП берут с клиентов за эту услугу в среднем 500 рублей, в то время как, например, в системе "Росгосстраха", исходя из действующих тарифов, приходится 600 рублей на весь процесс сопровождения убытков.
autonews.ru
|