Выставка нищих
Легендарный Улей на Монпарнасе известен каждому, кто хотя бы немного интересовался парижской художественной жизнью начала прошлого столетия.
В этом, в сущности, убогом домишке, лишенном элементарных санитарных удобств, жили, работали, выпивали и тусовались веселые и полуголодные молодые люди, чьи имена уже давно стали гордостью так называемой парижской школы.
Наем мастерской в Улье, расположенном непосредственно по соседству с местной бойней, обходился всего в 50 франков в год, а сытный недорогой обед стоил не более двух с половиной - даже по тем временам суммы весьма небольшие. Неудивительно, что в Улье жили преимущественно нищие художники, а также те, кого устраивал богемный образ жизни, возведенный его обитателями в ранг единственно возможного и самого правильного способа существования.
Особенно комфортно в этих тесных холодных комнатушках чувствовали себя выходцы из России - те, которые годами существовали далеко за чертой бедности (как Хаим Сутин), и те, кто с детства не привык тратить деньги на еду и комфорт (как, например, Марк Шагал, который ежедневно питался только хлебом и селедкой). О жизни Улья написано немало книг; попойки, интриги и любовные истории тщательно изучены и разложены по полочкам. Тем же, кто к интригам равнодушен, остаются общепризнанные шедевры и просто талантливые работы его обитателей. На выставке "Хаим Сутин и художники его круга" представлены произведения Хаима Сутина, Пинхуса Кременя, Моисея Кислинга, Константина Терешковича и Василя Хмелюка.
Сутин родился в 1893 г. и был десятым из одиннадцати детей бедного еврейского портного в Смиловичах. Рисовать он начал в раннем детстве, а в 1907 г. сбежал в Минск, работал там помощником фотографа, получил первые уроки рисования у художника Кикоина и дебютировал как портретист. В 1913 г. Хаим приехал в Париж. Для того чтобы заработать на жизнь, работал носильщиком на вокзале, землекопом, привратником.
Денег не хватало, Сутин жил впроголодь, одновременно лихорадочно ища новые темы для своих картин. То, что он, в конце концов, нашел, поразило многих современников. Сутин стал наведываться на бойни, приносить домой дохлых уток и - рисовал: разрезанные туши быков, подвешенных к потолку птиц. Говорят, что в квартире художника было нечем дышать; мало того, от невыносимого запаха убегали из комнат все жившие рядом с Сутиным постояльцы. Он оправдывался тем, что туши быков любил рисовать сам Рембрандт.
Илья Эренбург, бывавший в те годы в парижском кафе "Ротонда", вспоминал: "Неизменно в самом темном углу сидели Кремень и Сутин. У Сутина... были глаза затравленного зверя, может быть, от голода. Никто на него не обращал внимания. Можно ли было себе представить, что о работах этого тщедушного подростка, уроженца белорусского местечка Смиловичи, будут мечтать музеи всего мира?"
Судьба остальных складывалась приблизительно так же. Кремень родился в 1890 г. в Виленской губернии. В 1908-1912 гг. учился в Виленской художественной школе, где подружился с Хаимом Сутиным и Михаилом Кикоиным. В 1912 г. оставил школу, нелегально пресек границу и через Германию попал в Париж. Поселился в Улье. С 1915 г. после недолгого увлечения скульптурой стал заниматься живописью и выставлял свои работы на Осеннем салоне, салоне Независимых и Тюильри.
Кислинг родился в 1891 г. в Польше, а с 1910-го жил в Париже. Сегодня его портреты, отличающиеся некоторым меланхолическим сходством с работами позднего Модильяни, представлены в лучших музеях и частных собраниях всего мира.
Ученик К.Юона, И.Машкова и Ф.Рерберга, Терешкович с 1924 г. стал регулярно выставляться в Осеннем салоне и Тюильри. Занимался цветной литографией, исполнял картоны для фабрики гобеленов Бовэ, увлекался художественной керамикой, росписью мебели и сценографией, а в послевоенные годы стал одним из самых преуспевающих художников Франции.
Уроженец знаменитой Жмеринки Хмелюк в 20-е гг. прошлого века был почетным членом "Парижской группы украинских художников", которая объединяла художников-эмигрантов, продолжателей традиций национального искусства.
Все художники, представленные на выставке в галерее "Улей" в Петровском переулке, объединены близостью не только искусства, но и судеб. Выходцы из провинциальных еврейских местечек, познавшие бедность и унижение у себя на родине, они были чужаками и в блистательном Париже. И все же французская культура гордится этими художниками и давно считает их своими. Недаром еще сто лет назад Улей стал символом космополитического искусства, взращенного парижским вольным воздухом.
|