Британцы купили российские рингтоны
Monstermob Group заявила, что купит Infon за 27 млн долларов
В среду стало известно, что лидер британского рынка мобильного контента Monstermob Group купила российскую компанию "Мобикон". ЗАО "Мобикон" продает контент для сотовых телефонов под торговой маркой Infon и является одним из самых крупных игроков на отечественном рынке. Как удалось выяснить RBC daily, топ-менеджмент компании не был в курсе смены акционеров. Генеральный директор "Мобикон" Кирилл Шрамко заявил, что ""Мобикон" никто не покупал и не продавал". Тем не менее в Monstermob утверждают, что заплатят за российского провайдера 27 млн долл., однако не всю сумму наличными, а несколькими траншами в рассрочку. Британская компания, последовательно приобретая активы в разных странах, считает эту инвестицию перспективной, учитывая потенциал российского рынка. Эксперты же не ожидают, что в 2006 г. рынок мобильного контента ожидает бурный рост.
ЗАО "Мобикон" (торговая марка Infon) является одним из лидеров российского рынка мобильного контента. Объем продаж компании за 10 месяцев 2005 г. составил 15,1 млн долл., EBITDA - 2,6 млн долл. Monstermob Group работает в 18 странах мира, сотрудничая с 35 операторами мобильной связи. В последние несколько лет компания активно расширяет бизнес, скупая местных операторов мобильного контента в развивающихся странах. Так, в августе нынешнего года Monstermob приобрела китайскую ATOP Century за 100 млн долл.
Британская компания Monstermob Group распространила вчера сообщение, в котором заявила, что приобрела российского контент-провайдера "Мобикон" (Infon). Как сообщили в Monstermob Group, общая сумма покупки составит 3,5 размера суммарной EBITDA "Мобикона" за два года, оканчивающихся 31 декабря 2007 г. По предварительным оценкам, эта сумма достигнет 27 млн долл. По условиям договора, первоначальный платеж Monstermob Group акционерам "Мобикона" (по информации RBC daily, это группа иностранных инвесторов, а также российский предприниматель Павел Колесников) составит 15 млн долл., из которых только 5 млн долл. будут выплачены наличными, 5 млн долл. - вновь выпускаемыми акциями Monstermob (половину этой суммы выплатят немедленно, а вторую половину - через шесть месяцев после сделки). Оставшиеся 5 млн долл. будут отданы долговыми обязательствами со сроком погашения через 24 месяца после завершения сделки.
Генеральный директор ЗАО "Мобикон", которое владеет торговой маркой Infon, Кирилл Шрамко не подтвердил и не опроверг факт продажи компании британскому контент-провайдеру. "Насколько я знаю, "Мобикон" никто не продавал и никто не покупал. Во всяком случае мне об этом ничего не известно. Но это в принципе возможно", - сказал г-н Шрамко RBC daily. Генеральный директор "Мобикона" сказал, что компанией владеют "иностранные акционеры", однако уточнять, кто именно, не стал. Связаться с председателем совета директоров и совладельцем Infon Павлом Колесниковым на момент написания статьи не удалось.
Участники рынка в неофициальных беседах называют покупку "Мобикона" "сомнительной" сделкой, принимая во внимание ее закрытость. "Финансовые показатели "Мобикона", которые приводятся в сообщении Monstermob Group, кажутся слишком высокими", - сказал в разговоре с RBC daily представитель крупной компании контент-провайдера. По словам собеседника RBC daily из другого конкурента "Мобикона", не секрет, что Infon активнее всех использовал дорогостоящий канал рекламы - музыкальные телеканалы, "который в последнее время перестал быть столь эффективным, как ранее". "Возможно, акционеры Infon приняли решение о продаже компании из-за снижения показателей ее рентабельности и прибыльности, несмотря на то что по оборотам Infon, безусловно, входит в тройку лидеров", - отметил источник RBC daily. Аналитик J?son & Partners Полина Масленникова считает сумму сделки по покупке "Мобикон" "вполне адекватной", однако некоторые участники рынка называют ее несколько заниженной.
Эта сделка, безусловно, иллюстрирует интерес иностранных инвесторов к российским контент-провайдерам. Так, в июле 2005 г. японская торгово-инвестиционная корпорация Sumitomo и медиагруппа SPN объявили о крупнейшей сделке на российском рынке мобильного контента: Sumitomo тогда выкупила за 10 млн долл. миноритарную долю в уставном капитале контент-провайдера Revcom. "Если раньше иностранцы интересовались небольшими провайдерами, то внимание к лидеру рынка весьма показательно", - сказала RBC daily г-жа Масленникова. По оценкам J&P, по итогам первых трех кварталов 2005 г. лидирующие позиции занимает компания iFree, контролирующая порядка 12% рынка. Доля чуть больше 10% приходится на контент "Информ-Мобил", и 10% - на "Мобикон" (Infon). "Мы еще год назад прогнозировали, что зарубежные контент-провайдеры будут выходить на российский рынок путем приобретения местных компаний, поэтому покупка "Мобикона" не стала большой неожиданностью. Однако, по нашему мнению, это событие вряд ли существенно повлияет на положение дел: рынок контент-услуг в России уже сложился, и глобальных изменений эта сделка за собой не повлечет", - прокомментировал RBC daily ситуацию управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров.
Иностранные инвесторы уверены, что российский рынок мобильного контента ждут заманчивые перспективы, несмотря на оценки экспертов. Так, аналитики прогнозировали в 2005 г. "взрывной" рост рынка, по разным прогнозам, 150-200%. Однако на деле темпы роста рынка разочаровали игроков, оказавшись в пределах 30-40%. "В 2006 г. мы ожидаем 50%-ный рост рынка", - отметила Полина Масленникова. Впрочем, некоторые участники рынка более оптимистичны в прогнозах. "На наш взгляд, потенциал российского рынка далеко не исчерпан. Нынешнее снижение темпов роста, похоже, уже завершилось", - сказал руководитель отдела информации компании Playfon Илья Городецкий.
|