США готовят нефтяной разгром
Несмотря на спокойствие, демонстрируемое российским правительством и ТЭК, эксперты продолжают твердить об опасности, связанной с бурным развитием сланцевой энергетики.
Как заявил в ходе конференции Creon Energy "Мазуты-2013" профессор РГУ нефти и газа имени Губкина Михаил Левинбук, США готовятся к масштабному экспорту сланцевой нефти и в ближайшее время могут существенно потеснить Россию с международных сырьевых рынков.
Действительно, благодаря самым передовым технологиям Соединенные Штаты в кратчайшее время смогли изменить представление о добыче и производстве углеводородов. По сути, им удалось создать совершенно новую высокотехнологичную отрасль, позволяющую добывать нефть и газ в промышленных масштабах практически в любом уголке Земли.
Подтверждением успешности эксперимента стало коренное изменение энергетического баланса страны. Благодаря развитию сланцевой энергетики, США в кратчайшие сроки полностью обеспечили собственные потребности в газе, превратившись из импортера голубого топлива в его экспортера. Следующим этапом станет удовлетворение потребностей страны в нефти, опять же за счет все тех же сланцев.
Последствия этих действий для России весьма тревожны. Заполнение огромного американского рынка собственными энергоносителями ведет к высвобождению значительных объемов газа и нефти на мировом рынке и, как следствие, к снижению цен на них.
Впрочем, это еще не все неприятности, которые несет России сланцевая революция. По мнению профессора Левинбука, через полтора года в США завершат работу по созданию экспортной инфраструктуры как по нефти, так и по газу. О последствиях этого догадаться нетрудно. "Американцы создали дешевое сырье и собираются с ним выходить на мировой рынок", - говорит Михаил Левинбук. В связи с чем Россия должна быть готова к снижению экспортных цен как на нефть, так и на газ.
В том, что сланцевая энергетика будет развиваться, нет никаких сомнений. Согласно прогнозу компании Shell, до 2020 г. добыча сланцевой нефти в США увеличится минимум в три раза, до 3 - 4 млн баррелей в сутки. По словам руководителя концерна Shell в России Оливье Лазара, за последние два года наблюдается активный рост добычи сланцевой нефти, особенно в Северной Америке. В течение 2011 - 2012 гг. было выявлено более десяти доказанных крупных залежей сланцевой нефти. Количество буровых установок, используемых при добыче этого вида углеводородов, за последние два года увеличилось на 500% - до 1,4 тыс. единиц, прирост добычи составил 1,3 млн баррелей в сутки. В итоге за последние два года в США наблюдается самый низкий объем импорта сланцевой нефти с 1987 года.
Что касается позиции правительства России и ее нефтегазовых компаний в отношении данного вопроса, то она выглядит несколько странной. Одним из наиболее распространенных ответов является явно выраженный скепсис относительно перспектив сланцевой энергетики. Базовыми доводами является неэкологичность добычи сланцевых ресурсов и относительная дороговизна процесса. Действительно, промышленная добыча сланцевых нефти и газа стала возможна только после того, как цена на баррель нефти закрепилась выше отметки в $100. Однако не стоит забывать, что полученная технология находится сегодня на своем пике, а это значит, что решения, позволяющие снизить себестоимость сланцевой добычи, не за горами. То же самое относится и к экологическим аспектам.
Более того, в развитых странах никто не делает ставку на сланцы, как на энергетику будущего. Скорее речь идет о неком переходном моменте, позволяющем снизить топливно-энергетические издержки, обусловленные высокими ценами на обычную нефть. Дальнейшее энергетическое будущее по-прежнему видится за возобновляемыми источниками, водородом, атомной и термоядерной энергией.
Впрочем, что касается России, то при сегодняшнем развитии ситуации до этого будущего ее энергетика может просто не дожить. По мнению Левинбука, России необходимо перейти к новой идеологии работы. Так, в частности, нефтяные компании должны превратиться в энергетические, занимающиеся не только нефтью, но и газом, нефте- и газохимией, используя при этом новые технологии и науку. "В противном случае можно проиграть сырьевую войну", - полагает профессор.
|