Полет валькирии
В снежный февральский вечер у "Берлинале-Палас", где состоялось открытие 56-го Берлинского кинофестиваля, не хватало только музыки Вагнера.
По красной фестивальной дорожке чинно шли немецкие бюргеры - пожилые мужчины в костюмах и серьезные дамы с приклеенными к серым лицам улыбками. Лишь изредка суровое германское однообразие разбавляли молодые немецкие актрисы в открытых платьях (все поголовно в черном). А на улице минус четыре, между прочим. И лишь после часового ожидания на дорожку пожаловали главные звезды вечера. Прошлогоднюю хулиганку, китайскую актрису Бай Линг, сменила южнокорейская актриса Ли Ен Э, входящая в состав жюри и снявшаяся в "Береговой охране" Ким Ки Дука и "Сочувствии леди Месть" Чан Вук Парка. Она была скромна, на дорожку вышла в национальном костюме в оливковых тонах и осмелилась лишь слегка махнуть ручкой фотографам. Шарлотта Рэмплинг, президент большого жюри и главная прима фестиваля, была, как всегда, хороша. Она не стала оголяться и поберегла свое здоровье для будущей работы: у нее в планах просмотр 19 конкурсных картин. Мэтью Берни, американский режиссер-авангардист и по совместительству спутник жизни Бьорк, отрицая буржуазность Берлинале, появился в куртке-аляске. Затмила всех Сигурни Уивер, вышедшая на дорожку все в том же опостылевшем черном, зато в компании с приятным мужчиной. Ее сопровождал Алан Рикман, партнер по фильму "Снежный пирог". В свои 56 Сигурни продемонстрировала отличную форму и прекрасный цвет лица. За что и получила самые длительные аплодисменты и искренние крики мокнущих под проливным снегом - оказывается, бывает и такое - зевак. Конкурсная лента Марка Эванса "Снежный пирог" и открыла фестиваль. Почему именно эту странную драму, оцененную невысоко и зрителями (3,7 из 10 баллов), и критиками, выбрали в качестве открытия Берлинале, неизвестно. Возможно, из-за названия, отвечающего суровым погодным условиям февральского Берлина. Одно можно сказать точно: для Уивер, давно вышедшей из обоймы востребованных актрис, эта была удачная роль. Сигурни Уивер сыграла аутистку, чья дочь гибнет в автокатастрофе, а участник инцидента приезжает к ней рассказать о смерти девушки, но наталкивается на полное безразличие. Эванс создал стандартную многоплановую драму, где у каждого из участников есть свои скелеты в шкафу, но рассказал ее так топорно, что сочувствия герои ленты, из неприятностей не выбирающиеся с самого рождения, не вызывают ни малейшего. Между тем Дитер Косслик, директор Берлинале, прояснил траекторию движения нынешнего киносмотра так: к молодым режиссерам, к всеохватным проблемам современности - от одиночества до глобализации. Правда, Косслик пообещал, что подобные темы вовсе не означают, что зрители увидят скучное кино. Кстати, только в Берлине за билетами на фестивальные показы выстраиваются гигантские очереди. В этом году официальные лица - в частности, уполномоченный по вопросам культуры Бернд Нойман - открыто заявляют о своем лобби немецкому кино. В программе 4 ленты производства Германии и 2 копродукции. Всего же в рамках Берлинале будет показано 55 немецких картин. Чиновники видят в этом добрый знак, а Косслик создал специальную программу, призванную слить в экстазе творчества молодых немецких кинематографистов, - "Перспективы германского кино". Усилия их можно понять: с каждым годом берлинским отборщикам все труднее искать фильмы. С тех пор как фестиваль независимого кино (давно уже, впрочем, лишь номинально "независимый", а на самом деле - вполне коммерческий) Сандэнс, проходящий в январе в американском штате Юта, стал показывать премьеры европейских картин, Косслику пришлось всерьез задуматься. Выкрутиться он решил при помощи молодых режиссеров, объявив Берлинале площадкой для талантов: "Нам нужно найти способы, чтобы привлечь молодых режиссеров в Берлин". Пока же берлинский конкурс ограничился стандартным набором: пара звездных имен (Роберт Олтман и Сидни Люмет), ударная европейская группа (Клод Шаброль, Мишель Гондри, Майкл Уинтерботтом от Великобритании), немного азиатчины (Чен Кайге вне конкурса) и даже экстремально модное тайское кино. В ожидании главных хэдлайнеров обсуждается персона Вина Дизеля. "Брюс Уиллис номер два", как его называют, снялся в конкурсной ленте Сидни Люмета "Признайте меня виновным", и вся фестивальная пресса мусолит тот факт, что гора мышц в Берлине заключит контракт на роль в картине известного французского режиссера Матье Кассовица. Мол, вон как вырос парень.
|